Разбираюсь с формулой: мастерство = способность саморазвития + способность обучения других людей этому мастерству
В учебнике СС был такой тезис:
Мастерство – это способность саморазвития его и способность обучения других людей этому мастерству
Хотел бы остановиться на «способности обучения других». В 2019 начатый и недопройденный учебник системного мышления помог вкатиться в педагогику и пойти работать учителем в школу, потому что вот стало интересно. В голове сложилось, как думать о прикладном мастерстве в педагогике, ничего об этом заранее не зная — но об этом в другой раз.
Обучение других тому, чему сам учишься, кажется, недооцененный трюк. Что удается, обучая: собрать себя в кучку (урок неизбежно будет в среду в 8:30), помыслить письмом (составить слайды), поформулировать на ходу (во время рассказа в классе), получить обратную связь и поанализировать, как прошло. Так, например, я изучал Python вместе со школьниками, с разницей в 1-2 недели: узнал, обдумал, переформулировал, рассказал через неделю — повторить снова.
Фейнман высказывал идею, что если разбираешься в предмете, то сможешь объяснить и пятикласснику. Для прикладных дисциплин, уверен, что так и есть.
Вопрос, который остается для меня открытым — можно ли обучать трансдисциплинам пятиклассников. И можно ли тут применить трюк с обучением для собственного обучения:
- мыслительное мастерство эффективнее всего развивать за счет изучения трансдисциплин
- обучая (удачно или неудачно) пятиклассников, неизбежно прокачиваешь свое понимание трансдисциплин
- что приводит к прокачиванию твоего мыслительного мастерства
Второй вопрос, который встает — этический. Пока ты прокачиваешь мастерство, будут ли твои лекции норм или некудышными. Надо ли сначала потренироваться на котиках. Как говорила преподша по диффурам — закончила вуз с красным дипломом и думала, что все понимаю, но на самом деле стала понимать на третьем году преподавания. Что же тогда происходило первые два года?
У человека, достигшего мастерства, есть умение — он теперь может, имеет способность, обучать других. Идея в том, чтобы сделать перевертыш — обучать (сначала и параллельно) и достигать мастерства (потом и в процессе). Тот, кто преподает, развивается быстрее всех в классе.
Отдельно подвешу на обозрение список составляющих педагогического мастерства, составленный из двух источников. Что интересно, в работах звучит утверждение, мол, признаки есть, но как их приобрести, каким путем, какими лайфхаками — фиг знает. Есть ощущение, что педагоги иногда стремятся в точку с флажком «он достиг мастерства» (возможно, предъявление регалий, сертификатов и аттестации закладывают такой подход), а не в бесконечное развитие — это и смешно и грустно.
Составляющие педагогического мастерства 1:
- Духовность преподавателя
- Глубинное знание своего предмета
- Знание целей и задач обучения
- Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме
- Знание, понимание и владение методами обучения
- Понимание выбора форм обучения
- Средства обучения
- Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения
- Мотивация учения
- Артистизм
- Режиссура
- Импровизация
- Знание реальных возможностей учащихся и умение развивать их способности
- Умение ждать результаты обучения от любого ученика
- Терпение
Составляющие педагогического мастерства 2:
- 1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
- 2) мастерство убеждения;
- 3) мастерство передачи своих познаний и опыта;
- 4) мастерство владения педагогической техникой.
Тут я совсем запутался, какое мастерство предлагается прокачивать — жизненное, мыслительное, прикладное, мастерство собранности или какое-то другое. Хорошо, конечно, прокачивать все вместе, но все вместе и сразу не получится — еще бы! Надо бы этот клубок разложить и спроектировать, что звучит как курс саморазвития для учителей, с системным подходом, а не вот это вот все.