Способность обучения других людей

Разбираюсь с формулой: мастерство = способность саморазвития + способность обучения других людей этому мастерству


В учебнике СС был такой тезис:

Мастерство – это способность саморазвития его и способность обучения других людей этому мастерству

Хотел бы остановиться на «способности обучения других». В 2019 начатый и недопройденный учебник системного мышления помог вкатиться в педагогику и пойти работать учителем в школу, потому что вот стало интересно. В голове сложилось, как думать о прикладном мастерстве в педагогике, ничего об этом заранее не зная — но об этом в другой раз.

Обучение других тому, чему сам учишься, кажется, недооцененный трюк. Что удается, обучая: собрать себя в кучку (урок неизбежно будет в среду в 8:30), помыслить письмом (составить слайды), поформулировать на ходу (во время рассказа в классе), получить обратную связь и поанализировать, как прошло. Так, например, я изучал Python вместе со школьниками, с разницей в 1-2 недели: узнал, обдумал, переформулировал, рассказал через неделю — повторить снова.

Фейнман высказывал идею, что если разбираешься в предмете, то сможешь объяснить и пятикласснику. Для прикладных дисциплин, уверен, что так и есть.

Вопрос, который остается для меня открытым — можно ли обучать трансдисциплинам пятиклассников. И можно ли тут применить трюк с обучением для собственного обучения:

  • мыслительное мастерство эффективнее всего развивать за счет изучения трансдисциплин
  • обучая (удачно или неудачно) пятиклассников, неизбежно прокачиваешь свое понимание трансдисциплин
  • что приводит к прокачиванию твоего мыслительного мастерства

Второй вопрос, который встает — этический. Пока ты прокачиваешь мастерство, будут ли твои лекции норм или некудышными. Надо ли сначала потренироваться на котиках. Как говорила преподша по диффурам — закончила вуз с красным дипломом и думала, что все понимаю, но на самом деле стала понимать на третьем году преподавания. Что же тогда происходило первые два года?

У человека, достигшего мастерства, есть умение — он теперь может, имеет способность, обучать других. Идея в том, чтобы сделать перевертыш — обучать (сначала и параллельно) и достигать мастерства (потом и в процессе). Тот, кто преподает, развивается быстрее всех в классе.

Отдельно подвешу на обозрение список составляющих педагогического мастерства, составленный из двух источников. Что интересно, в работах звучит утверждение, мол, признаки есть, но как их приобрести, каким путем, какими лайфхаками — фиг знает. Есть ощущение, что педагоги иногда стремятся в точку с флажком «он достиг мастерства» (возможно, предъявление регалий, сертификатов и аттестации закладывают такой подход), а не в бесконечное развитие — это и смешно и грустно.

Составляющие педагогического мастерства 1:

  • Духовность преподавателя
  • Глубинное знание своего предмета
  • Знание целей и задач обучения
  • Умение владеть технологией отбора материала к занятию, к теме
  • Знание, понимание и владение методами обучения
  • Понимание выбора форм обучения
  • Средства обучения
  • Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения
  • Мотивация учения
  • Артистизм
  • Режиссура
  • Импровизация
  • Знание реальных возможностей учащихся и умение развивать их способности
  • Умение ждать результаты обучения от любого ученика
  • Терпение

Составляющие педагогического мастерства 2:

  • 1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
  • 2) мастерство убеждения;
  • 3) мастерство передачи своих познаний и опыта;
  • 4) мастерство владения педагогической техникой.

Тут я совсем запутался, какое мастерство предлагается прокачивать — жизненное, мыслительное, прикладное, мастерство собранности или какое-то другое. Хорошо, конечно, прокачивать все вместе, но все вместе и сразу не получится — еще бы! Надо бы этот клубок разложить и спроектировать, что звучит как курс саморазвития для учителей, с системным подходом, а не вот это вот все.

Думаю, что часть имеющихся вопросов относительно понятия мастерства могут быть сняты введением отношения с уровнями квалификации/компетенции. У тебя правильная отсылка к бесконечному развитию — нельзя достичь абсолютного мастерства, можно только быть на каком-то из его уровней.

В разных областях деятельности есть свои классификации, а также требования к их оценке и присвоению. Наверное самый известный пример это цветные пояса в боевых искусствах. Стандарт OMG Essence устанавливает свои пять общих уровней компетенции для сферы разработки ПО (Assists, Applies, Masters, Adapts, Innovates). Уровни квалификации в ШСМ базируются на европейском фреймdорке EQF.

Относительно представленных классификаций для педагогического мастерства нужно отметить, что в попытке универсального рассмотрения они теряют видение специализации в образовании и становятся бесполезными. В курсе “Мастерство обучать образованных” описаны основные роли в проектах обучения, и для каждой из них будет свой набор практик и соответственно разные требования к их мастерству.

Спасибо за комментарий.

Действительно полезно держать во внимании уровни, класс.

И прямой вывод «становятся бесполезными» помогает не ходить вокруг да около.

Вижу аналогию аналогию с подбором источников, которые или про все вместе и сразу, или про SOTA практики.