Поставить на кон свою шкуру

 При прохождение курса Системное Саморазвитие зацепила мысль, которая скрывается за кодовой фразой "Надо ставить на кон свою шкуру". Рефреном к ней идет другая мысль: "Мастерство - это способность применять свои навыки в неблагоприятных условиях". Не то что бы эта мысль была неожиданной, но именно с точки зрения всеобъемлющей формулировки я никогда не думал.

Тренер по тайскому боксу у старшего: "Сразу видно что у того парня за плечами как минимум 5 выступлений на соревнованиях. Что? Нет, это не опыт в спаррингах, именно соревнованиях"

Преподаватель по вокалу дочки: "Надо выступать на конкурсах. Не важно каких, главное чтобы их было как можно больше. Даже не конкурсы, пойдут любые выступления на широкую публику в общественных местах. Надо нарабатывать опыт выступления в нестандартной обстановке"

...

Т.е. грамотные тренера и инструкторы прямо подталкивают своих подопечных на применение уже освоенных навыков в условиях стресса. Можно сказать, они ставят это как отдельный метанавык - уметь применять свои навыки в любых условиях.

Но тут же вспоминается другая крайность, которая во всю эксплуатируется в современных мангах и манхвах, посвященным боевым искусствам: ставить на кон свою жизнь буквальном смысле. Идея превознемогания: когда ты ввязываещься в бой с заведомо превосходящим тебя противником, и если победил, ты сделал рывок в своем развитии, а если нет... То в землю. Если литератруные околоисторические книги типа "Десять меченосцев" Ёсикавы хоть как-то описывают историю средних веков, то там так и происходило: мастера типа Мусаси выросли на огромном плодородном черноземе из пацанов, которые шли к успеху, но им не фартануло. А Мусаси - фартануло. И не раз. Пока он не стал уже что-то значить как мастер фехтования, и его везение стало не случайным.

"Люди не смотрят на кладбище" (с) Нассим Талеб

Собственно отсюда и вопрос: как определить ту грань, где ситуация уже вышла за пределы твоих возможностей, но в твоих силах вполне справиться с ней, а где уже начинает работать рулетка, где шансы отправиться на кладбище (ну ок, зафакапить проект - но это тоже шанс отправить на кладбище свою репутацию) и шансы съесть и не подавиться огромным куском опыта неизвестны.

Для детей даже придумали термин: "зона ближайшего развития" - когда ребенок не может справиться с задачей сам, но может с помощью взрослых. А для взрослых? Ну да, при наличии ментора и учителя мы попадаем в ситуацию ребенка, а если мы рассматриваем случай саморазвития?

Для самообразования нужен отдельный метанавык: умение искать приключения на свою за.. голову. Со страховкой, что её не потеряешь.

Спасибо за пост!

Относительно идеи превознемогания. Все в мире вероятностно, точных ответов и надежных страховок в нем не предусмотрено. У Талеба есть книга “Антихрупкость”, в которой он пишет о том, что не стоит брать на себя риски, которые могут иметь фатальные последствия. Это не самая адаптивная стратегия.

Для обучения, действительно развитие взрослого не отличается от ребенка в контексте «зоны ближайшего развития». Важным является ролевое мастерство, позволяющее взрослому сознательно вставать в роль Ученика и качественно её выполнять. Учителем при этом вполне может быть книга или учебный курс, а не другой человек.