Хроники курса «СиСтемное саморазвитие». Часть первая

Зачем я здесь? 

Пару дней назад прошла вводная встреча и я, поборов своё желание провести вечер на YouTube, открыла список с заданиями.
Я послушала рекомендации наставников и решила начать с конца - с домашнего задания в конце главы. И сначала мне показалось, что написание поста будет самым сложным в выполнении. Потому я отложила этот вопрос, ну там до следующего-следующего вечера. Но в тот же день моя подруга спросила у меня, какое обучение я прохожу. Моим ответом было (очевидно же) обучение по системному мышлению. Только ни она, ни я не поняли смысла этого словосочетания. 

И я задумалась: «И правда, чему же я сейчас буду учиться? Что такое это ваше системное мышление и как его едят?»

В моём понимании система - некий объект (материальный или нематериальный), состоящий из ряда других объектов, взаимосвязанных между собой. Каждый из этих объектов тоже может быть системой. Они взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние в различной степени. Влияние или взаимное воздействие я назову главным отличием объекта от системы. 
И если смотреть на любой объект в нашем мире через эту призму, то всё является системой. 

Например, зонт - обычный объект, казалось бы ни на что не влияющий. Но, во-первых, зонт сам по себе состоит из других объектов: ручка, механизм открытия/закрытия, каркас, купол. И каждая из этих частей тоже из чего-то состоит.

Во-вторых, ручка, механизм, купол находятся на каркасе. Ручка позволяет мне держать зонт и воздействовать на механизм закрытия/открытия. Механизм запускает открытие купола и выполнение зонтом его основной функции. Каркас без остальных элементов вообще был бы железной палкой со спицами, а не зонтом. То есть каждая деталь зонта оказывает воздействие друг на друга. И я, другая система, влияю на зонт - заставляю его «работать». Зонт, в свою очередь, взаимодействует со мной и влияет на мое состояние. Всё-таки идти под дождем с зонтом приятнее, чем мокнуть). 

Мышление - это процесс того, как человек думает, это процесс выстраивания логические цепочки от одного явления или объекта к другому. 
Под системным мышлением я понимаю умение видеть окружающие элементы ни как само собой разумеющееся (пришло ниоткуда и ушло туда, не знаю куда), а как взаимосвязанные вещи, как детали нескончаемого пазла.
Системное мышление - это понимание того, как объекты воздействуют друг на друга, какой результат они дадут в этом процессе.

Наверное, надо было ответить подруге, что я буду учиться смотреть на мир, как на механизм со своими элементами и принципами взаимодействия, а не как на хаотичный набор объектов. Я здесь для того, чтобы хаос, который у меня в голове, превратить в порядок.

Екатерина, отлично что сразу начали писать и публиковать результаты мышления. В дальнейшем будет возможность отследить, как оно менялось по результатам обучения.

На данном этапе из важного прокомментирую, что в системном подходе система всегда материальна и находится в физическом мире. Нематериальные объекты относятся к ментальному пространству и определяются отдельно.

И, системное мышление не про умение видеть взаимосвязи вещей, а про мышление и коммуникацию с использованием понятий системного подхода, которые вы и будете изучать на курсе.

Екатерина, добрый день. Мне очень отозвалось, что вы написали про взаимосвязь вещей и про влияние одного на другое. Видеть паттерн, понимать, как он работает, какой результат с “высокой предсказательностью” можно ожидать на выходе. Спасибо, что делитесь!

Спасибо за комментарий! Не совсем поняла про ваше понимание системного мышления.
Думаю, что с прохождением курса картина станет более ясной.

Добрый день!
Спасибо за обратную связь)

Потом в курсе объяснят, что системное мышление – это когда первая мысль не от границы системы внутрь (что там за объекты внутри зонта), а наружу (дождь вокруг зонта, человек под зонтом) и уже потом вторым ходом внутрь зонта, в его части. Зонт – это часть ситуации “гуляния под дождём”. Система всегда в её окружении, выполняет какую-то функцию (защищает от дождя). И только потом рассматриваем части системы – как она это делает. Но это, конечно, не в первой главе )))

Спасибо за комментарий!
Пока ещё сложно рассматривать объект как часть системы. Легче и привычнее идти от общего к частному.
Но я тут как раз, чтобы научиться видеть то, о чем вы говорите.