В моем информационном пузыре кажется, что из всех утюгов говорят о том, что нужно писать заметки
В моем информационном пузыре кажется, что из всех утюгов говорят о том, что нужно писать заметки, вести дневник, делать утренние/вечерние страницы, вести списки благодарностей и пр. Со ссылками на исследования, с историями, как письмо повлияло на жизни отдельных людей.
Да и я занимался тем же самым. В своем выступлении о Roam Research пару лет назад я показал такую формулу («<» это знак «меньше»):
сами записи как попало < сами хорошие записи < записывать как попало < записывать хорошо < грумить (редактировать, создавать высказывания)
Цель такой формулы — мягкий старт в ведение заметок для новичков или для самого себя в нересурсном состоянии. Чтобы уж как-нибудь начать.
Я веду рассылку, телегам-канал, заметки. Я понимаю и принимаю пользу написания заметок. Где-то глубоко в своих базовых настройках опираюсь на статью «Треугольник понимания: впечатление, запоминание, редактирование», и собирая конспекты, например, переформулирую авторов, задаю им вопросы и пробую сам ответить, как понял. Как будто бы я в теме.
Да и люди, кажется, и так знают, что курить бы не надо, а спорт нужен, хорошо бы читать, пить воду, записывать мысли.
Разница только между «знать» и «знать и практиковать регулярно». «Знание» дает ощущение, что дело делается. Прямо как у ребенка, когда он трогает зубную щетку и утверждает, что зубы почищены.
Но то, что «щелкнуло» при прохождении курса — это отношение к заметкам и мышлению письму. Переход от «неплохо было бы практиковать такой вид приятного времяпрепровождения» к «это вообще-то одна из must практик для развития». Появился вопрос дисциплины и регулярности, а также качества, точности, эффективности применения практики.
Не пишешь = не развиваешься. Пишешь как попало = развиваешься как попало. Придумал, не записал, забыл = мышление не произошло.
С одной стороны, при таком подходе читать очередную статью о пользе ведения заметок, наслаждаться узнаванием информации, кивать автору и не практиковать — вызывает недоумение.
С другой стороны, в обучении и практиках могут возникать плато, когда на определенном этапе/уровне усилия не приносят результат. Важно разглядеть, отрефлексировать такое торможение, и что-то поменять. Например, писать не в стол, а публично в блог ШСМ — тогда волей-неволей придется собирать осмысленное высказывание и не тешить себя, что мышление письмом уже происходит в огрызках заметок.
С третьей стороны, вероятно, когда практика устоится, назад дороги не будет.