50 оттенков мышления письмом

В моем информационном пузыре кажется, что из всех утюгов говорят о том, что нужно писать заметки


В моем информационном пузыре кажется, что из всех утюгов говорят о том, что нужно писать заметки, вести дневник, делать утренние/вечерние страницы, вести списки благодарностей и пр. Со ссылками на исследования, с историями, как письмо повлияло на жизни отдельных людей.

Да и я занимался тем же самым. В своем выступлении о Roam Research пару лет назад я показал такую формулу («<» это знак «меньше»):

сами записи как попало < сами хорошие записи < записывать как попало < записывать хорошо < грумить (редактировать, создавать высказывания)

Цель такой формулы — мягкий старт в ведение заметок для новичков или для самого себя в нересурсном состоянии. Чтобы уж как-нибудь начать.

Я веду рассылку, телегам-канал, заметки. Я понимаю и принимаю пользу написания заметок. Где-то глубоко в своих базовых настройках опираюсь на статью «Треугольник понимания: впечатление, запоминание, редактирование», и собирая конспекты, например, переформулирую авторов, задаю им вопросы и пробую сам ответить, как понял. Как будто бы я в теме.

Да и люди, кажется, и так знают, что курить бы не надо, а спорт нужен, хорошо бы читать, пить воду, записывать мысли.

Разница только между «знать» и «знать и практиковать регулярно». «Знание» дает ощущение, что дело делается. Прямо как у ребенка, когда он трогает зубную щетку и утверждает, что зубы почищены.

Но то, что «щелкнуло» при прохождении курса — это отношение к заметкам и мышлению письму. Переход от «неплохо было бы практиковать такой вид приятного времяпрепровождения» к «это вообще-то одна из must практик для развития». Появился вопрос дисциплины и регулярности, а также качества, точности, эффективности применения практики.

Не пишешь = не развиваешься. Пишешь как попало = развиваешься как попало. Придумал, не записал, забыл = мышление не произошло.

С одной стороны, при таком подходе читать очередную статью о пользе ведения заметок, наслаждаться узнаванием информации, кивать автору и не практиковать — вызывает недоумение.

С другой стороны, в обучении и практиках могут возникать плато, когда на определенном этапе/уровне усилия не приносят результат. Важно разглядеть, отрефлексировать такое торможение, и что-то поменять. Например, писать не в стол, а публично в блог ШСМ — тогда волей-неволей придется собирать осмысленное высказывание и не тешить себя, что мышление письмом уже происходит в огрызках заметок.

С третьей стороны, вероятно, когда практика устоится, назад дороги не будет.

Отличный пост! Взял для публикации на других ресурсах ШСМ!
Интересный ход рассуждений и видно осознание прям по тексту - о важности мышления письмом, переход по квадранту компетенций!

Спасибо за комментарий, остается практиковать :slight_smile: