О собранности в вопросах и ответах

После освоения третьей главы онлайн-курса "Системное саморазвитие" я решил поделиться своими ответами на контрольные вопросы для тех, кто тоже хочет лучше понять, что такое мастерство собранности. И, конечно, для того, чтобы приобрести дополнительную практику мышления письмом.

Что изучает психология?

Психология, если мы рассмотрим её через ту же призму восприятия, что и системное мышление, изучает неудовлетворённости (психологические потребности), чувства (ощущения и эмоции) и собранность (как управление вниманием). Именно в этих сферах общая психология является компетентной и даёт необходимую базу для оперирования фокусными явлениями.

Зачем связываем психологическую и системную картины мира? Приведите пример. Каковы границы применимости психологической картины мира? А системной?

Мы связываем психологическую и системную картины мира для того, чтобы разграничить их зоны компетенции. Так, две эти картины мира отлично дополняют друг друга: психология разбирает механизмы психики человека и его неудовлетворённости, а системное мышлениероли, в которые встаёт человек, и практики, которые он должен осваивать и реализовывать.

Что такое стек саморазвития? Какие мастерства туда входят? Почему мастерство собранности – ключевое?

В стек саморазвития входит большое число мастерств, дисциплин и практик. Основными являются мастерства мышления, собранности и прикладное. Также можно выделить самолидерство (мастерство самомотивации), телесное мастерство, мастерство формирования окружающей среды и стилистику (способность вписываться в окружение). Мастерство собранности здесь ключевое, так как определяет способность применять всё остальное с помощью концентрации внимания.

Что такое внимание? Какие режимы направленности внимания вы знаете? Приведите примеры коллективного и индивидуального управления вниманием из вашей деятельности.

Внимание — это центральное понятие мастерства собранности, способность направлять своё восприятие на что-то конкретное (концентрированное внимание, наведённое) или рассеивать его для общей оценки чувства/мысли/окружения или отдыха (деконцентрированное внимание). Пример коллективного управления вниманием: в Duolingo есть такая штука, как Friends Quest. У тебя и твоего друга есть общая цель, в выполнение которой засчитываются ваши общие достижения. Это использует чувство ответственности не только перед собой для того, чтобы усилить внимание к задаче. Пример индивидуального управления вниманием: практика Pomodoro. Когда ты используешь таймер, регламентируешь перерывы в фокусировке внимания и непрерывную работу, происходит самое прямое осуществление управления вниманием.

Какие уровни внимания вы помните? Вспомните вчерашний день и опишите, какие уровни внимания вчера вы задействовали. Какие уровни внимания вы задействовали в последние 2 недели? Каким уровнем вы не занимались?


Выделяем 4 уровня внимания: мгновенное, фокусное, привычное и жизненное. Вчера я оперировал первыми тремя видами: мгновенное мы используем постоянно, фокусное — при написании статьи в канал Telegram, привычное — практикуя (пока сознательно и с волевым принуждением) самоподготовку по специальности, стараясь сделать её регулярной. Жизненный уровень внимания я задействовал сегодня, во время сеанса психотерапии, когда обсуждал, как мне следует расставлять свои ценностные приоритеты и менять свой подход к тайм-менеджменту.

Что такое сознание? С какими режимами работы мозга оно связано?

Сознание — это продукт работы мозга, который имеет три основные функции: наведение внимания, бесперебойность внимания и осознание. Они все существуют для обеспечения управления вниманием. Сознание также связывают с режимом работы мозга S2 по Канеману — медленным мышлением, контролирующим фокус внимания с некоторым осознанным целеполаганием.

Какие функции сознания вы изучили? Приведите примеры на каждую функцию.

Наведение внимания — вы учитесь езде на автомобиле и направляете внимание на то, о чём говорит инструктор, стараясь перехватить его манеру движений и действий при вождении и связать прикладной навык с изученной теорией. Бесперебойность внимания — вы едете за рулём, уже обучившись водить, и ваше сознание не позволяет вам прекратить следить за дорогой. Осознание — вы слышите, что двигатель издаёт необычный звук, распознаёте это как внештатную ситуацию, выходите из состояния автоматизма при вождении, паркуетесь и сознательно ищите причины и решение проблемы.

Для чего нужен экзокортекс? Как он помогает в деятельности? Приведите примеры вашего полезного и вредного экзокортекса.

Экзокортекс может дополнять функции нашего мозга: обеспечивать дополнительную память, напоминаниями и планами улучшать собранность — это полезный экзокортекс. Вредный экзокортекс же дополнительно нагружает излишней информацией либо поощряет отсутствие инициативы в фокусировке своего внимания.

Выберите практику, которую раньше поставили / хотите поставить, и опишите постановку по модели практической осознанности.

Ранее я, прибегнув к деконцентрации внимания и изучив собственные неудовлетворённости, понял, что меня беспокоит нехватка физических нагрузок в моей жизни. Таким образом я перешёл от неосознанной к осознанной некомпетености в практике подвижности. В ближайшее время я собираюсь освободить график и записаться в спортзал, регулярно отслеживая посещения и мотивируя себя соблюдать план — таким образом я перейду от осознанной некомпетентности к компетентности. Надеюсь, что со временем это станет для меня автоматической привычкой — тогда можно будет говорить о формировании неосознанной компетентности.

Почему ошибки – норма для человека?

Мозг человека работает как экспериментатор, отметая нерабочие подходы и алгоритмы. Поэтому допускать много ошибок при обучении не только естественно, но и полезно – мы получаем более глубокое понимание практики, понимаем, как делать не нужно, и меньше ошибаемся в дальнейшей работе уже со "шкурой на кону".

Арсений, спасибо за представление решения задания в курсе. Хорошо, что получается связывать изученные концепты.
Прокомментировать могу только пункт про экзокортекс. Думаю, что будет полезно указать конкретные цифровые инструменты, которые полезны и вы сами уже используете, и те вредные от которых можно смело отказываться.