Это пост по итогам недели 8 курса "Системное саморазвитие". Пожалуй, самая сложная домашка из всех пройденных недель.
Я поставила себе цель отразить в этом посте работу по выделению целевой системы в своём рабочем проекте о взаимодействии нервной и сердечно-сосудистой систем. Особенно вначале было очень сложно, я держалась за возможность считать целевой системой модель части мира (пожалуйста, не делайте так!!). И даже когда я приняла необходимость искать систему в материальном мире, сложности продолжились.
Начну с моментов, которые меня мотивировали продолжать думать, а заодно себя настрою на правильный лад перед написанием о целевой системе. Между попытками разобраться со своей целевой системой, её окружением и ролями по поводу неё я стала прислушиваться к окружению. Что делают учёные вокруг меня? Думают ли они о проблемах мира и как видят свою роль в их решении?
Случай 1. Моя коллега из соседнего отдела рассказала, как разработала метод обработки МРТ (магниторезонансной томограммы), который улучшал изображение. Она рассказала, что после апробации метода в экспериментах на животных уделила время, чтобы внедрить метод в клиническую практику и применять разработку при диагностике пациентов и сейчас пишет статью на эту тему.
Случай 2. Врач-эндокринолог, которая помимо работы с пациентами занимается преподаванием и научной деятельностью, рассказала мне, как она ставила эксперименты на игрунках (это такие обезьяны Нового Света). Она поставила задачей увеличить выживаемость рожденных до срока детей. Мой думательный моторчик запустился благодаря её истории. Я уверилась, что можно в своей деятельности соединить клиническую практику, теорию и исследования для формирования лучшего мира.
Случай 3. Мне на глаза попалась книга Джонатана Эйга "Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию". В ней описывается история Маргарет Сэнгер, которая поставила перед собой задачу дать женщинам возможность предотвращать беременность и благодаря усилиям которой появились оральные контрацептивы. На основе истории из этой книги мне было интересно проследить, с какими разными интересами люди подходили к вопросу контрацепции. Сама Маргарет стремилась к свободе сексуальной жизни для женщин, но при этом умудрилась для других заинтересованных лиц продать эту историю, как "контроль рождаемости", чтобы остановить бэби-бум и нагрузку на экономику от растущего населения планеты, заботу о здоровье женщин, которым было медицински противопоказано иметь детей (из-за туберкулеза, сифилиса и угроз жизни женщины); чтобы удовлетворить интерес евгеников предотвращать беременности у тех, кто по их мнению не должен был заводить детей. Её деятельность привела к изменению законов в Соединенных Штатах и легализации средств контрацепции, а также возможности для каждой женщины иметь выбор заводить детей по собственному желанию. Одна и та же инициатива, повернутая под разными углами, могла вызвать полное неприятие определенной ролью или, наоборот, быть этой ролью поддержанной. Яркий пример - освобождение женщин от репродуктивного рабства мало кого интересовало, а вот сдерживание численности населения оказалось поддержано. Обе эти цели могли быть достигнуты распространением средств контрацепции.
Теперь я имею перед глазами достаточно мотивирующих примеров, вернусь к выделению моей целевой системы. Я сделала несколько ошибок в процессе первой попытки ответить на вопрос о своей целевой системе и постаралась учесть их сейчас.
Ошибка 1 - род занятий не подсказывает целевую систему, и она выделяется относительно цели проекта. Ошибка 2 - модель целевой системы не целевая система. Несмотря на упоминания этого требования в учебнике, мне было очень сложно переключить себя на размышления о 4Д объектах вместо мышления о моделях. Опорная мысль в этом случае была следующей: я создаю/модифицирую модель с учётом известных мне ролей для определённых изменений во внешнем мире. Вероятно, я не буду непосредственно менять мою целевую систему, это возьмут на себя другие проектные роли. Благодаря построенной мной модели, деятельность этих проектных ролей окажется более эффективной или они начнут действовать по-новому, производя изменения с целевой системой. Даже если я передаю модель исполнителю другой роли проекта и на этом выполнение моей роли заканчивается, модель не является моей целевой системой всё равно.
(Числа ниже соответствуют номерам пунктов выделения целевой системы из учебника)
Итак, я решила выделить целевую систему на примере одного из моих проектов, посвящен исследованию взаимодействия сердца и мозга и направлен на улучшение понимания механизмов этого взаимодействия. Планируемые изменения по результатам этого проекта - улучшение диагностики и лечения пациентов с неврологическими нарушениями. У меня были сомнения, выделять в систему пациента или сердце и мозг вместе. Я решила в целевую систему объединить сердце и мозг (1 - целевая система в физическом мире, не документация), а пациента, как биологическое существо и пользователя сердца и мозга, выделить в качестве надсистемы (2 - надсистема, частью которой является система).
Эмерджентный эффект целевой системы (3) - обеспечение необходимого уровня метаболизма во время разных видов деятельности.
Системы обеспечения для целевой системы (4) - другие системы организма пациента, которые поддерживает жизнеспособность сердца и мозга. Здесь я немного путаюсь, потому что сердце и мозг в т.ч. являются частями своих систем в обеспечении (сердце качает кровь через себя, мозг регулирует, сколько глюкозы ему поступает из кровотока). Врачей (неврологов и кардиологов) отнесу к системе обеспечения тоже. Про тех, кто систему проектирует, производит, эксплуатирует - проектирование и производство остаются за пределами рассмотрения (появление на свет человека мы в проекте не рассматриваем). Эксплуатация - человек, как биологическое существо.
Проектные роли (5). Внешние - владелец целевой системы, грантодатель. Внутренние - пациент, лечащие врачи, исследователи клинических случаев и исследователи моделей на животных.
Воплощение, описание, документация целевой системы (6). Воплощение целевой системы - это физически мозг и сердце пациента. Описание - результаты анализов конкретного пациента, томографические снимки, записи о наблюдениях врачами. Документация - отнесу сюда анатомические атласы, книги по физиологии и терапии определенных болезней.
В мозге я выделю ещё несколько подчиненных системных уровней (7 - подсистемы целевой системы): нервная система - функциональные подразделения нервной системы (автономная нервная система, центральная нервная система) - анатомические структуры и ядра нервной системы - нервные клетки в этих частях. Это те уровни, которые я выделяю в целевой системе и которые будут находиться в фокусе моего внимания во время выполнения проекта.
Моя проектная роль (8) - исследователь - создание модели целевой системы на основе имеющихся в литературе данных и экспериментах на животных. Я вижу возможность для повышения моего жизненного мастерства в текущем проекте, как развитие навыка создавать полезную модель целевой системы, которая позволит выполнить цели проекта. В моём случае это улучшение диагностики и повышение качества жизни для людей с определенными синдромами.