Наконец-то! Целевая система и роли в нейробиологическом проекте

Это пост по итогам недели 8 курса "Системное саморазвитие". Пожалуй, самая сложная домашка из всех пройденных недель.

Я поставила себе цель отразить в этом посте работу по выделению целевой системы в своём рабочем проекте о взаимодействии нервной и сердечно-сосудистой систем. Особенно вначале было очень сложно, я держалась за возможность считать целевой системой модель части мира (пожалуйста, не делайте так!!). И даже когда я приняла необходимость искать систему в материальном мире, сложности продолжились.

Начну с моментов, которые меня мотивировали продолжать думать, а заодно себя настрою на правильный лад перед написанием о целевой системе. Между попытками разобраться со своей целевой системой, её окружением и ролями по поводу неё я стала прислушиваться к окружению. Что делают учёные вокруг меня? Думают ли они о проблемах мира и как видят свою роль в их решении?

Случай 1. Моя коллега из соседнего отдела рассказала, как разработала метод обработки МРТ (магниторезонансной томограммы), который улучшал изображение. Она рассказала, что после апробации метода в экспериментах на животных уделила время, чтобы внедрить метод в клиническую практику и применять разработку при диагностике пациентов и сейчас пишет статью на эту тему.

Случай 2. Врач-эндокринолог, которая помимо работы с пациентами занимается преподаванием и научной деятельностью, рассказала мне, как она ставила эксперименты на игрунках (это такие обезьяны Нового Света). Она поставила задачей увеличить выживаемость рожденных до срока детей. Мой думательный моторчик запустился благодаря её истории. Я уверилась, что можно в своей деятельности соединить клиническую практику, теорию и исследования для формирования лучшего мира.

Случай 3. Мне на глаза попалась книга Джонатана Эйга "Рождение таблетки. Как четверо энтузиастов переоткрыли секс и совершили революцию". В ней описывается история Маргарет Сэнгер, которая поставила перед собой задачу дать женщинам возможность предотвращать беременность и благодаря усилиям которой появились оральные контрацептивы. На основе истории из этой книги мне было интересно проследить, с какими разными интересами люди подходили к вопросу контрацепции. Сама Маргарет стремилась к свободе сексуальной жизни для женщин, но при этом умудрилась для других заинтересованных лиц продать эту историю, как "контроль рождаемости", чтобы остановить бэби-бум и нагрузку на экономику от растущего населения планеты, заботу о здоровье женщин, которым было медицински противопоказано иметь детей (из-за туберкулеза, сифилиса и угроз жизни женщины); чтобы удовлетворить интерес евгеников предотвращать беременности у тех, кто по их мнению не должен был заводить детей. Её деятельность привела к изменению законов в Соединенных Штатах и легализации средств контрацепции, а также возможности для каждой женщины иметь выбор заводить детей по собственному желанию. Одна и та же инициатива, повернутая под разными углами, могла вызвать полное неприятие определенной ролью или, наоборот, быть этой ролью поддержанной. Яркий пример - освобождение женщин от репродуктивного рабства мало кого интересовало, а вот сдерживание численности населения оказалось поддержано. Обе эти цели могли быть достигнуты распространением средств контрацепции.

Теперь я имею перед глазами достаточно мотивирующих примеров, вернусь к выделению моей целевой системы.  Я сделала несколько ошибок в процессе первой попытки ответить на вопрос о своей целевой системе и постаралась учесть их сейчас.

Ошибка 1 - род занятий не подсказывает целевую систему, и она выделяется относительно цели проекта. Ошибка 2 - модель целевой системы не целевая система. Несмотря на упоминания этого требования в учебнике, мне было очень сложно переключить себя на размышления о 4Д объектах вместо мышления о моделях. Опорная мысль в этом случае была следующей: я создаю/модифицирую модель с учётом известных мне ролей для определённых изменений во внешнем мире. Вероятно, я не буду непосредственно менять мою целевую систему, это возьмут на себя другие проектные роли. Благодаря построенной мной модели, деятельность этих проектных ролей окажется более эффективной или они начнут действовать по-новому, производя изменения с целевой системой. Даже если я передаю модель исполнителю другой роли проекта и на этом выполнение моей роли заканчивается, модель не является моей целевой системой всё равно.

(Числа ниже соответствуют номерам пунктов выделения целевой системы из учебника)

Итак, я решила выделить целевую систему на примере одного из моих проектов, посвящен исследованию взаимодействия сердца и мозга и направлен на улучшение понимания механизмов этого взаимодействия. Планируемые изменения по результатам этого проекта - улучшение диагностики и лечения пациентов с неврологическими нарушениями. У меня были сомнения, выделять в систему пациента или сердце и мозг вместе. Я решила в целевую систему объединить сердце и мозг (1 - целевая система в физическом мире, не документация), а пациента, как биологическое существо и пользователя сердца и мозга, выделить в качестве надсистемы (2 - надсистема, частью которой является система).

Эмерджентный эффект целевой системы (3) - обеспечение необходимого уровня метаболизма во время разных видов деятельности.

Системы обеспечения для целевой системы (4) - другие системы организма пациента, которые поддерживает жизнеспособность сердца и мозга. Здесь я немного путаюсь, потому что сердце и мозг в т.ч. являются частями своих систем в обеспечении (сердце качает кровь через себя, мозг регулирует, сколько глюкозы ему поступает из кровотока). Врачей (неврологов и кардиологов) отнесу к системе обеспечения тоже. Про тех, кто систему проектирует, производит, эксплуатирует - проектирование и производство остаются за пределами рассмотрения (появление на свет человека мы в проекте не рассматриваем). Эксплуатация - человек, как биологическое существо.

Проектные роли (5). Внешние - владелец целевой системы, грантодатель. Внутренние - пациент, лечащие врачи, исследователи клинических случаев и исследователи моделей на животных.

Воплощение, описание, документация целевой системы (6). Воплощение целевой системы - это физически мозг и сердце пациента. Описание - результаты анализов конкретного пациента, томографические снимки, записи о наблюдениях врачами. Документация - отнесу сюда анатомические атласы, книги по физиологии и терапии определенных болезней.

В мозге я выделю ещё несколько подчиненных системных уровней (7 - подсистемы целевой системы): нервная система - функциональные подразделения нервной системы (автономная нервная система, центральная нервная система) - анатомические структуры и ядра нервной системы - нервные клетки в этих частях. Это те уровни, которые я выделяю в целевой системе и которые будут находиться в фокусе моего внимания во время выполнения проекта.

Моя проектная роль (8) - исследователь - создание модели целевой системы на основе имеющихся в литературе данных и экспериментах на животных. Я вижу возможность для повышения моего жизненного мастерства в текущем проекте, как развитие навыка создавать полезную модель целевой системы, которая позволит выполнить цели проекта. В моём случае это улучшение диагностики и повышение качества жизни для людей с определенными синдромами.

Любовь, отличный результат мышления письмом и, в целом, я очень рад как вы используете системное мышление в своей работе! Виден большой прогресс в понимании своей деятельности с точки зрения методологии. Уверен, что теперь только вперед, потому что у вас уже проложены рельсы системного мышления. Вы хорошо анализируете работу других специалистов, и это правильно подмечать, что делают коллеги, выделять их практики и рабочие продукты.

По поводу вашей ЦС предлагаю еще немного подумать. Вы не создаете сердце и мозг. Вернее, вы не создаете каждый этот орган и не создаете их связь между собой. Вы занимаетесь с этими системами на стадии их эксплуатации. Например, кто-то построил дом, но кто-то занимается его эксплуатаций. И вот у кого-то целевой системой или нашей системой будет чистый пол или отремонтированный лифт. Для этого нужно создать систему создания этого (постоянно) чистого пола и лифта. Подумайте в сторону этой аналогии.

Церен, спасибо за поддержку и обратную связь!
Я продолжила размышления о своей целевой системе и предполагаю, что целевой системой лучше выделить “здоровые сердце и мозг” и придумать систему в обеспечении для их создания.
Не совсем относящееся к теме поста, но считаю важным поделиться. Я отметила, что после размышлений с точки зрения системного мышления о своем проекте я стала по-другому рассказывать об этом проекте. Раньше на вопрос, чем я занимаюсь, я отвечала, что я “изучаю мозг” или что “я регистрирую нейроны у обезьян”. Мои слушатели часто спрашивали “что, животных мучаешь?” и я довольно долго объясняла про права животных, этические комитеты, ограничения, обязательное обезболивание и прочее. Было стыдно и противно, что люди предполагали худшие намерения у меня и одновременно казалось очень сложным рассказывать им о логике проекта.
В разговорах и переписках недавнего времени я смогла очень кратко изложить свои намерения в трех предложениях: есть пациенты с повышенным риском заболевания, механизм предполагают во взаимодействии сердца и мозга, нужны эксперименты на животных для понимания механизма и последующей разработки терапии. Или в обратном порядке от животных к пациентам, если мы начали разговор с обезьян. И это настооолько проще, чем я представляла!! :slight_smile:

Да, вот это уже ближе и теплее))). Может ещё подумать, что вы лечите эти органы от чего-то конкретного или все-таки вы как терапевт за весь организм (в вашем случае, за весь здоровый орган) отвечаете?
По поводу рассказа другим, это как раз проявление системного мышления. Многие думают, что системное мышление сложно в понимании, но мы говорим, наоборот, оно вместе с онтологикой структурирует и дает ясность в понимании. Было бы очень круто рассмотреть ваш проект. У нас еще не было публичных обсуждений по вашей тематике.

Спасибо за разбор интересующей и меня нейробиологической темы!
Если бы мне понадобилось выделять целевую систему в этом проекте я бы выбрал скорее “(здоровые) нервную и сердечно-сосудистую системы”. Это вроде не только про физические (морфологические, как и сердце с мозгом) объекты, но и про функциональное разделение, однако наличие слова “система” привычного биологам/медикам в этом контексте, на мой взгляд, сделало бы переход рассуждения в сферу системного мышления более плавным :slight_smile:

Я не терапевт, и меня сердце и мозг интересуют в узком контексте определенных заболеваний и синдромов. Готовлю новый пост с выделением целевой системы с учётом ваших комментариев. :slight_smile:
Спасибо за интерес к моей теме! Думаю, что смогла бы на защиту по итогам курса выйти с разбором и своего проекта.

Николай, спасибо за комментарий и предложения! А вы в каком контекте интересуетесь нейробиологией?
Я с вами согласна, что здоровые сердце и мозг - более желательный вариант выделения целевой системы в моём проекте.
Насчёт терминов, насколько я поняла вас, вы предлагаете использовать термины “нервная система” и “сердечно-сосудистая система” вместо используемых мной слов “мозг” и “сердце”. Честно говоря, я намеренно использовала более простые слова, потому что моя аудитория в блоге ШСМ - люди с разнообразными бэкграундами и совсем необязательно медики/биологи/нейроучёные. Я придерживаюсь мнения, что термины не так важны, если говорящие понимают друг друга. Более развёрнуто и обстоятельно про это Левенчук пишет: Слова-термины важны, и не важны: ailev — LiveJournal
Мне кажется, что даже с моим употреблением слов “сердце” и “мозг” вы поняли главную идею моего поста и проекта - значит, пост свою задачу выполнил. :slight_smile: