Новости август

Глава по разработке концепции написана до того уровня, когда уже примерно понятно, о чём там говорится. А ещё в этой главе я даю пяток книжек по системной и программной архитектуре, системной и программной инженерии 2016-2022 годов. Дальше нужно много и долго дотачивать напильником (примеры прежде всего, но ещё и разные пояснялки: прогляжу чат своего блога, там сразу всплывали непонятки, буду считать, что они типовые -- и отвечать буду на них сразу письменно в тексте, и затем ещё сделаю задания и упражнения). Но пока работу над главой отставлю и вместо этого займусь написанием главы по архитектуре. Раньше обе эти главы были бы одной архитектурной главой, за последний пяток лет жизнь изменилась: принципиально важные "изобретательские" решения о том, как функцию реализовать конструкцией -- это концепция системы, и концепциями занимаются все, каждый своими. А вот архитектура -- это принципы нарезки на части конструкции для достижения баланса "архитектурных характеристик"/"архитектурных предметов интереса"/-остей/-ilities, и архитектурой занимаются именно системные архитекторы, которые выделились из прикладных разработчиков в отдельную специализацию.

Решение о формате следующего "Системного менеджмента и стратегирования" с моим участием пока так и не принято: ни одного коммента на эту тему в блоге, да и методсовет мы отложили на недельку (дно сезона, однако: пошли сплошные августовские отпуска). Так что продолжаю думать, варианты были в https://ailev.livejournal.com/1641162.html.

К вопросу о математике и программировании, для которых нужна логика. Была у нейросеток трудность: обученные на "текстах из этих ваших интернетов" нейросетки очень плохо решали задачи по математике. Школьные задачи решали, а вузовские -- нет. Взяли сетку, и начали учить её на "текстах программ из этих ваших гитхабов" (вроде Codex, https://openai.com/blog/openai-codex/). После чего приняли решение, что задачи по математике будут переводить в задачи по программированию, и обратно. Типа не "сколько будет дважды два", а "напиши программу, вычисляющую дважды два", не так уж и сильно нужно стараться. И оказалось, что результирующая нейросетка решает студенческие математические задачи не хуже, чем сами студенты. Более того, результирующая нейросетка составляет эти задачи для студентов так, что студенты не могут отличить: нейросетка или человек составил задачу! Ещё один "тест Тьюринга" пройден, https://www.pnas.org/doi/full/10.1073/pnas.2123433119. В голове у человека, если очень грубо, то такая же нейронная сетка. Если очень хочется научить человека логике, то бесполезно давать ему много читать всякого разного. Но оказывается полезным давать ему читать тексты компьютерных программ. Я считаю, что в основе программирования и в основе математики лежит логика как "вычисления по правилам". И вот как-то эти принципы "вычислений по правилам" экстрагируются мозгом из компьютерных программ, но не экстрагируются из обычных человеческих текстов. В человеческих текстах всё очень не "по правилам", логики в них ни на грош. Поэтому и математика доступна не более чем школьная. Хочется в мышлении строгости побольше -- дайте познакомиться мозгу и с формальными описаниями, а не только с художественными. Искусственной нейросетке помогло, поможет и человеческой. Но пока повторять будут "логику" (кавычки намеренно) из гимна России. Чтобы уж намертво. Математика подождёт.

Я иду в отпуск со 2 по 12 сентября, с 3 по 11 сентября буду на мультиданс-фестивале Q-fest в Витязево, это под Анапой. В Анапе я жил с 5 до 17 лет, закончил там школу. Жил из этих 12 лет значительную часть времени на улице Джеметинской, как раз у начала Пионерского проспекта, который уходил от города далеко вдоль моря к посёлку Джемете, и там по обе стороны этого проспекта были пионерлагеря (а сейчас, говорят, пионерлагерей уже нет, все перековались в пансионаты). Джеметинская улица была последней в городе, поэтому домов с другой стороны улицы уже не было — дальше были плавни (болото с камышом), за плавнями море. Ночью окна открыты были в доме из-за духоты, и ветром заносило музыку с Пионерского проспекта, как раз из этих бесконечных лагерей. Это были лагерные танцы, редкое развлечение. Завидовал жутко: ты тут лежишь в ночи в тёмной комнате, а они там веселятся и танцуют. Этот куфест будет моим реваншем. Уже я буду веселиться и танцевать, а кому-то ветром в открытое окно будет заносить нашу музыку, и это они будут лежать в тёмной комнате и завидовать! Вот я на анапском городском пляже, это наш танцевальный ансамбль вставал в шесть утра, чтобы поиграть на пляже с 6:30 до 7:30 в регби, а затем домой, переодеться -- и в школу к 8:00. На пляж и с пляжа при этом полагалось делать пробежку, а не плестись шагом. Времени-то в обрез! Бегали, чо. Опять же, регби, адреналин, не заснёшь.

rugby