ЗАЧЕМ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПОХОДЕ?

Начну издалека. Как уже писал в одном из постов о желании путешествовать, хотел попробовать с минимальными затратами автостопом. Тут решил потестить интерес. И отправился в путешествие но не автостопм, как думал раньше, а поехал на велосипеде с палаткой на ближайшее озеро.

Расстояние 36 км, местность более-менее знакомая, опыт велопоходов есть. Уже потом в дороге я понял – велопоход для меня это неосознанная компетенция – не составило труда собраться - палатка, спальник, продукты, ремкомплект для велосипеда и т.п. Тут системное мышление нужно было в 2015 году, когда впервые собирался. Там проходил стадии изучения материалов в интернете, размышлении (причем списки составлял в телефоне, так сказать мышление письмом),  стратегирование, планирование велопохода, реализация, отдых. Тогда я полетел в Крым и в течении недели ездил по городам, ночевал в платке. Тогда знания о том, как путешествовать на велосипеде с палаткой перешли в неосознанную компетенцию.

В этот раз было мини-путешествие. Но тоже масса впечатлений и эмоций. И системное мышление всё равно пригодилось. Оно нам нужно в новых ситуациях, когда нужно сделать что-то непривычное, новое.

Готовый к велопоходу я, велосипед и палатка

В первый день я приехал на велосипеде уже затемно и поставил палатку практически в первом попавшемся месте, пригодном для установки. Скажу, что в итоге это место оказалось очень удобным и в принципе оптимальным для моего отдыха – в теньке под деревьями (по крайней мере с утра солнце не светило, а это один из важных пунктов. Днём уже можно и переставить или отдыхать вне палатки), рядом хорошие входы в воду, а также места для рыбалки, красивые виды на холмы на другом берегу, бетонные блоки по краю воды (это не озеро, а водохранилище. На блоках удобно было сидеть, организовывать стол, ставить газовый баллон с котелком), в отдалении от населенного пункта и больших скоплений людей (потому что искал уединения и вопрос сохранности вещей немаловажную роль играет).

Карабашское водохранилище

На следующий день я позавтракал (см. фото), оставил вещи, палатку, и налегке отправился изучать противоположный берег и холмы. Там виды еще красивее – с высоты на водохранилище, но неудобно ставить палатку, лагерь, к воде трудно спускаться. Я убедился что текущее место одно из самых оптимальных (по крайней мере какие я узнал). И тут мне представился случай применить системное мышление)) Правда об этом я подумал уже позже.

Завтрак на берегу. Льняная каша с зернами и кофеек

Мне встретилась группа людей (потом узнал что это дедушка, бабушка и внук и две внучки). Они спрашивали где лучше остановиться. После недолгих объяснений и анализа, я указал на место, где сам остановился и как туда проехать. Но вот если бы я включил системное мышление, что бы мы увидели?

Успешная система – учесть все интересы. Отсюда возникает важный системный принцип: всегда начинать смотреть вовне системы, а только потом вовнутрь.

Целевая система - хорошее место отдыха, надсистема - отдых членов семьи.

Подсистема – наверное моторная лодка и удочки, еда и пенки для сидения, озеро и купальники.

Каждый учтенный интерес определяет то, каким должен быть место.

Интерес мужчины (дедушки) – отвезти всех в оптимальное место отдыха, возможность спустить лодку на воду и покатать детей, порыбачить с лодки, безопасность детей при купании (об этом всём он мне сказал при разговоре)

Интерес женщины (бабушка) – хорошее место отдыха для детей, где безопасно присматривать за детьми, накормить детей в спокойной обстановке, тенёчке, полежать, окунутся самой и т.д.

Интерес детей (школьного возраста) – поиграть, поесть, искупаться, покататься на лодке, порыбачить с дедом.

Интерес родителей детей (надо ли их выделять? Думаю да) – чтобы дети хорошо провели время с дедом и бабушкой, отдохнули на природе, безопасность детей.

Мой интерес – помочь людям, доверившимся мне, признание моих способностей выбирать место отдыха.

Целостность системы – Вся компания приехала на одной машине, все вместе они семья, приехали получить удовольствие от отдыха в определенном месте.

Эмерджентность – появилось свойство отдыхающая семья из дедушки, бабушки и трех внуков.

Вложенность описал выше – надсиситема отдых членов семьи, целевая система – место отдыха, подсистема – например, лодка и удочки.

Попробовал выделить ещё:

Системы в окружении - стать гидом по лучшим местам. Многие увидев палатку и велосипед легко заговаривали спрашивали откуда, думали путешественник по Татарстану, опытный, знаю места и т.д.

Система обеспечения – тут нужно облагородить место, стоянку. Хотя в текущей ситуации подошёл дикий пляж. Рядом был оборудованный, о нем я тоже говорил главе компании, но они выбрали тоже место, что и я.

В итоге мы отдыхали рядом. Они остались довольны местом, я доволен собой. Система успешная))

Все эти мысли про системы пришли на обратном пути, когда я монотонно крутил педали. И в целом я физически устал, но подзарядился. Что и хотел получить от велопохода – «подзаряженного себя».

Денис, интересный пост, спасибо.
К комментариям Церена в чате ранее, хочу добавить относительно рассмотрения интересов. Будет получаться определять их точнее, если представлять и описывать в связке с ролями.

Так в описании мужчины (дедушки) видны Логист, выбирающий маршрут, Безопасник, думающий о месте для купания. Он же может быть Снабженцем, планирующим где взять дрова для костра или питьевую воду, Рыбловом мечтающем о большом улове. Женщина (бабушка) при этом Воспитатель, Повар, и так далее. Причем можно точно сказать, что в какие-то моменты роли будут меняться и, например, бабушка будет Безопасником, а дедушка Воспитателем.

Александр, спасибо за комментарий! Отличные уточнения)

Денис, спасибо за пост!
Хорошее рассуждение провели) Отлично, что начинает нарабатываться автоматизм, и системное мышление “срабатывает” в незнакомых контекстах!)

Благодарю за комментарий! Буду иметь в виду и использовать в следующих постах.