Нужно ли руководителю системное мышление?

Любая компания является системой, в которую вложено ряд подсистем в виде - различных отделов. Каждая подсистема производит свой продукт, но при помощи взаимодействия друг с другом. В ходе этого взаимодействия система «компания» функционирует и выдаёт какой-то результат.

Во главе каждой подсистемы стоит руководитель отдела, который должен понимать систему своего и смежных отделов.
Только таким образом он сможет обеспечить эффективную работу. Почему?

Делая шаг назад, мы говорили о важности понимания ролей и ролевых интересах, ролевого мастерства, потому что без этого невозможно построить слаженную работу команды. Но ведь роли являются лишь одним из элементов системы. Поэтому работая лишь с одним элементом и не обращая внимания на общую картину - каши не сваришь.

Взаимодействия с другими отделами, руководитель должен понимать, какие процессы у них выстроены, какой рабочий продукт они выдают, как он влияет на работу его отдела и компании в целом.

Чтобы не уходить в сложные дебри, рассмотрим систему розничного направления компании, в которой я работаю.
У нас имеется:
1. 3 отдела продаж (телематика, тахография и гбо)
2. Служба сопровождения текущих клиентов.
3. Инженерная служба.
4. Сервисно-монтажная служба.
5. Бухгалтерия.
6. Отдел разработки.

Я являюсь руководителем подсистемы «отдел продаж телематики». Моя подсистема состоит из команды (которая в свою очередь состоит из мини систем - менеджеры, продуктолог, ассистент и руководитель), рабочего пространства, технологий продаж и так далее. Результатом деятельности моей системы является привлечённый новый клиент. Но для фиксации результата деятельности и его материализации мне необходимо привлечь сторонние отделы. Помимо этого сторонние службы организовывают следующие стадии жизненного цикла клиента в компании, обеспечивая денежный поток компании, что уже является результатом работы всей компании.

А зачем мне системное мышление?
1. Я должна понимать, с помощью какой другой подсистемы и ее процессов я могу материализовать результаты труда моей подсистемы.
2. На основе системного мышления и ролевого мастерства я могу выстроить взаимоотношения с другими подсистемами.

Руководитель отдела - часть системы.
Несомненно он должен учитывать роли, как внутри отдела, так и в других отделах. Но этого не достаточно, потому что помимо ролей есть процессы, с помощью которых каждая подсистема производит свой продукт.
Чтобы вся система в виде компании работала - необходимо оценивать каждую подсистему, понимать как они взаимодействуют и пересекаются, только тогда можно выстроить нормальную работу.

Софья, спасибо пост. Хорошо, что начинаете использовать объекты внимания системного мышления для осмысления деятельности своей организации. Но на данном этапе обучения будет невозможно качественно охватить вниманием ее всю. Выбирать и описывать нужно начинать с максимально близких участков. Даже представленное розничное направление это очень большая часть.

В любом случае, рассматривая организацию, всегда нужно помнить что это система создания какой-то целевой системы. Для вашего направления телематики целевой системой будет что-то вроде “автоматизированный процесс” на стороне клиента. Но здесь вы должны точнее сформулировать. Скорее всего это прописано в договоре с клиентом.

Ваш отдел продаж участвует в начале жизненного цикла. Вероятно ведется определенная аналитическая работа и составляются документы с описаниями того, что происходит у клиента. На этом и нужно сфокусировать мышление - какие роли у вас отделе, какие практики выполняются, какие рабочие продукты-документы составляются, даже если все эти роли назначены на менеджеров по продажам.

Александр, спасибо за комментарии!
Отлично получилось)
Я бы дополнительно обратила внимание на упоминание “руководителя”: на всякий случай напомнить/ уточнить, что это должность, не роль. Роли наверняка играются менеджерские + еще какие-то.

Софья, спасибо за пост!
Отлично, что обращаете внимание на полный жизненный цикл, это важно для обслуживания клиентов.
Обратите, пожалуйста, внимание, что руководитель – это должность; ролей вы наверняка играете много разных, среди которых менеджерские.