Просвещение: меметика и другие понятия

Продолжаю заниматься исследованиями методов просвещения, маркетинга и продаж. В этом посте размышляю о меметике и о других понятиях просвещения, а также о том, как мы в ШСМ ставим практики просвещения. Результаты данного исследования будут представлены в кругозорном курсе с рабочим названием "Продвижение: просвещение, маркетинг и продажи".

  1. Животного определяют гены, а человека - та информация или картины мира, которые он потребляет. Информацией являются научные (теории) и ненаучные картины мира. Самая маленькая информация, которая передается человеку, называем мемом. Мемы понимаются как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.
  2. Мемы образуют группы — комплексные мемы (мемокомплексы), объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Мемокомплексами могут быть научные теории, религиозные или политические доктрины.
  3. У мема или мемокомплекса можно выделить две характеристики: смысл и формулировка. Хороший смысл подразумевает хорошее научное объяснение, плохой смысл часто опирается на “народную мудрость” или бытовые рассуждения (”народная мудрость” не равно “плохие объяснения”, но чаще всего она не имеет под собой научных доводов). Смысл без хорошей формулировки распространяется хуже, а часто плохой смысл с хорошей формулировкой имеет отличное распространение среди масс. Пример: “фабрики - рабочим, землю - крестьянам”.
  4. Смысл в части совокупности устойчивых форм человеческой деятельности назовем культурным кодом. Смысл в научной деятельности - это научный смысл или содержание дисциплины (теории). Культурный код - это представления, которые распространены меж людей в обществе. Культурный код не обязательно формализован, он может определять набор образов в культурном бессознательном: то, что может нечетко осознаваться или скрыто от понимания, но проявляется в действиях. Формализованный культурный код (то есть описанный терминами) - это формулировка мема (мемокомплекса). Культурный код может не иметь одной разделяемой обществом формулировки мема, а каждый носитель культуры может выражать один и тот же смысл (культурный код) своими словами.
  5. Мемы могут создаваться посредством так называемого “народного творчества” или с помощью практики меметики. Меметика представляется собой подход к эволюционным моделям передачи культурной информации на основе концепции мемов. Практика меметика объясняет появление мемов и их воздействие на человека, а также с её помощью выявляются мемы и мемокомплексы.
  6. Для рукотворного создания мема и мемокомплекса создатель работает со смыслом и с формулировкой. Смысл может быть сформулирован по-разному: на научном или на бытовом языке. Сравните: “Два тела воздействуют друг на друга с силами, противоположными по направлению, но равными по модулю” и “На любое действие найдется противодействие”. Формулировкой мема будем считать последнее. Создатель мема в этом случае работает с уже известным смыслом и научной формулировкой.
  7. Мем необязательно должен иметь научно точную формулировку. Главная функция мема - распространение или репликация. Поэтому формулировка мема в отличие от формулировки научной теории преследует иную цель, чем точность. Подобно генам, мемы являются репликаторами, то есть объектами, которые копируют сами себя и таким образом размножаются. Мемы размножаются по воле или помимо воли носителей. Успех распространения мема зависит не только от смысла, формулировки и создателя, но также от социальной среды и от наличия носителя-распространителя, который намеренно пытается распространять мем.
  8. Смысл и формулировки мемов постоянно меняются (сливаются и разделяются), формируются новые мемы (в результате народного творчества или рукотворно). Мемы участвуют в борьбе друг с другом за носителей (умы людей). Можно говорить, что мемы как и гены подвергаются естественному отбору (процедура этого отбора разная, это лишь аналогия). В этом отборе участвует не только общество и слепая эволюция, но и создатели мемов.
  9. Просвещение - это метод изменения культурного кода на специально созданные новые мемы (мемокомплексы). Просвещение как специально организованная деятельность призвано рукотворным образом изменить культуру (то есть не стихийно). Общество может быть жить какими-то бессознательными представлениями и меняться эволюционно, а просвещение меняет их на специально выработанные новые смыслы и распространяет их посредством хорошо сформулированных мемов.
  10. Меметика является частью просвещения. Также в методе просвещения выделяется практика донесения мемов до сообщества, общества и человечества. Это практика репликации. Репликация может идти стихийно или как специально организованная деятельность (практика). Последнее часто еще называется просветительской деятельностью. Таким образом, отдельно выделяются работа:
    • по созданию мемов, в которую входит выявление и формализация культурных кодов, а также формулирование новых мемов (практика меметика);
    • по распространению мемов (практика репликации).
  11. Просвещение работает на уровне общества и человечества. На этих уровнях описываются текущие культурные представления (текущие мемы) и новые мемы, которые необходимо распространить посредством просвещения. Предпринимательское решение состоит в следующем: выбираем какие текущие мемы необходимо заменить на какие новые мемы. Далее реализуется практики репликации, которая воздействует на общество в целом. Маркетинг - это метод работы с конкретными целевыми аудиториями, у которых выявляются определенные неудовлетворенности. Эти неудовлетворенности связаны с нашими новыми мемами. Продажи - это метод работы с конкретным исполнителем в роли покупателя, которому покупатель предлагает вариант (сервис, продукт) для устранения неудовлетворенности. Маркетинг и продажи рассматриваются в других главах.

Для того, чтобы заниматься просвещением мы сформировали следующий фреймворк, который состоит следующих стадий:

  1. Реализация практики меметики:
  • Выявляем текущие культурные коды, которые считаем нам интересными (например, посредством анкетирования):
    • собрать все задокументированные культурные коды в виде формулировок мемов, то есть в культуре определенные коды уже сформулированы в виде мемов, которые стихийно реплицируются;
    • выявить и записать смысл текущих культурных представлений, которые никак не задокументированы, а также сформулировать для них мемы.
  • Формулируем мемокомплекс ШСМ (совокупность мемов), который хотим доносить обществу (это наш предпринимательский выбор). Заполняем таблицу фреймворка просвещения Итоговая таблица мемокомплекса ШСМ, чтобы обосновать данный выбор мемо:
    • описать смысл каждого мема;
    • придумать формулировку каждому мему;
    • придумать смысл и формулировку мемокомплексу ШСМ. Например, усиление интеллекта (недавно признали это плохой формулировкой, то есть несоответствующей требованию “понятность”).
  • Требования к мемам:
    • текущие мемы должны быть узнаваемыми и соответствовать мировой культуре;
    • наши новые мемы должны быть понятными широкой мировой аудитории.

2. Определяем текущие и новые мемы, с которыми будет работать служба просвещения (поэтапное введение в действие каждого мема):

  • помечаем в таблице Итоговая таблица мемокомплекса ШСМ приоритетные мемы, с которыми начинаем работать и при необходимости, обосновываем данный приоритетный выбор мемов;
  • организовать постоянное тестирование и внесение поправок в смысл и формулировки мемов в данной таблице (мемы постоянно меняются).

3. Обучаем сотрудников службы просвещения, маркетинга и продаж работать с Чек-лист Просвещения.

  • научить отбирать и заказывать посты авторам, а также и дорабатывать их;
  • научить готовить просвещенческие материалы и посты.

4. Выбор и работа с каналами продвижениями: соцсети, амбассадоры, лидеры общественного мнения, дикторы и т.п.

5. Аналитика и обратная связь: учет, технологии работы и т.п.

Вокруг школы собираются люди, которые хотят поменять мир к лучшему, а это значит, что необходимо сначала поменять культуру и мировоззрение людей, чтобы они захотели учиться сложному фундаментальному знанию. Именно современные фундаментальные знания лучшим образом объясняют наш мир, помогают повышать сложность создаваемых систем, быстрее осваивать прикладные профессии, жить интересно и счастливо.