Размышления с помощью практики мышления письмом над главой 2 «Системного саморазвития 2021»
Занимаясь в основном выживанием, древние люди, осваивая относительно простые практики, такие как охота, ловля рыбы, разделка и приготовление еды, изготовление одежды и обуви. На освоение значительной их части, хватало времени каждому человеку и могло проходить по принципу — “делай как я”. Простые практики могли только очень ограниченно менять окружающий их мир только в своем ближайшем окружении (на расстоянии вытянутой руки и дневного пешего перехода)
Развитие человеческих сообществ сопровождалось постоянным усложнением отношений, быта, производства. По мере усложнения практик, на освоение каждой из них у человека уже не хватало времени и приходилось выбирать профессию. Дальнейшее усложнение практик привело к появлению все большего числа таких, которые освоить по принципу “делай как я” уже не получалось. Сложные практики требовали сложных картин мира, включающие абстрактные, неочевидные представления, додуматься до которых самому невозможно. Стало необходимо образование. Поскольку образование нужно для встраивания в мир, где люди плотно кооперируются для совместной деятельности, то логично, что и образование должно быть во многом общим. Ведь если каждая школа в округе будет учить уникальной картине мира, то вряд ли их выпускники смогут договариваться. Если картины мира все время усложнять, то они становятся сложными :) . И осваивать их становиться все труднее, и если выгода от их освоения отдалена по времени и неочевидна, то может стоит жить и думать проще? Особенно если такие простые картины мира есть и почти бесплатно. Тратить время на современное сложное образование, человеку будет казаться имеющим смысл только в том случае, если будет видна возможность где его применить. Для это нужна социальная среда, состоящая из таких же людей со сложными картинами мира, в кооперации с которыми можно создавать системы.