Сложное образование

Размышления с помощью практики мышления письмом над главой 2 «Системного саморазвития 2021»

Занимаясь в основном выживанием, древние люди, осваивая относительно простые практики, такие как охота, ловля рыбы, разделка и приготовление еды, изготовление одежды и обуви. На освоение значительной их части, хватало времени каждому человеку и могло проходить по принципу — “делай как я”. Простые практики могли только очень ограниченно менять окружающий их мир только в своем ближайшем окружении (на расстоянии вытянутой руки и дневного пешего перехода)
Развитие человеческих сообществ сопровождалось постоянным усложнением отношений, быта, производства. По мере усложнения практик, на освоение каждой из них у человека уже не хватало времени и приходилось выбирать профессию. Дальнейшее усложнение практик привело к появлению все большего числа таких, которые освоить по принципу “делай как я” уже не получалось. Сложные практики требовали сложных картин мира, включающие абстрактные, неочевидные представления, додуматься до которых самому невозможно. Стало необходимо образование. Поскольку образование нужно для встраивания в мир, где люди плотно кооперируются для совместной деятельности, то логично, что и образование должно быть во многом общим. Ведь если каждая школа в округе будет учить уникальной картине мира, то вряд ли их выпускники смогут договариваться. Если картины мира все время усложнять, то они становятся сложными :) . И осваивать их становиться все труднее, и если выгода от их освоения отдалена по времени и неочевидна, то может стоит жить и думать проще? Особенно если такие простые картины мира есть и почти бесплатно. Тратить время на современное сложное образование, человеку будет казаться имеющим смысл только в том случае, если будет видна возможность где его применить. Для это нужна социальная среда, состоящая из таких же людей со сложными картинами мира, в кооперации с которыми можно создавать системы.

Спасибо за пост, у вас получилось отразить основные идеи.

По поводу мотивации к сложному обучению, в итоге она у каждого человека возникает по уникальному набору причин и убеждений. Главное в этом, это изменение восприятия о необходимом в процессе времени с “тратить” на “инвестировать”. И осознанно делать эти вложения не только в изучение материалов, но и на постановку необходимых для обучения мастерства собранности и постановку практик студента. С применением практики мышления письмом вы уже на верном пути.

спасибо!

Согласен про изменение с “тратить” на “инвестировать”. Но всегда стоит вопрос, как человеку, который учится в школе это “вживить” в голову, чтобы это было осознанно им, а не вбито туда же как “должное”?

За человека не получится изменить его мышление, только он сам узнав определенную информацию может это сделать. При этом еще его мозг может защищаться от нового знания. Поэтому только информационная пропитка может привести к осознанию.

Евгений Турищев, отличный пост! Логика ясна.

Касаемо последнего комментария согласен с Alex, что изменить мышление человека за него не получится, иначе говоря это полное перевоспитание. Поэтому “вживать” правильные теории надо с рождения ребенку в голову.

Если переродится уже не получилось, то самый ясный и понятный способ это просвещать окружающих путем написания постов, улучшая свой навык мышления письмом тем самым, и просвещаться других в неформальном общении, но для этого неплохо было бы изучить разные ненасильственные практики.