Системное саморазвитие: мой взгляд на физический мир и ментальное пространство

Буквально неделю назад я приступил к освоению подготовительного онлайн-курса "Системное саморазвитие 2021". Сразу же, в первой главе, нас знакомят с практикой мышления письмом. Независимо от того, насколько вам близко то описание мира, с которым вы познакомитесь, не пренебрегайте этой практикой и дайте ей шанс. Из всех инструментов ШСМ она, вне всяких сомнений, дарит ясность мыслей.

В этом посте я освещу свои ответы на все 10 вопросов, которые приводятся в конце первой главы курса. Это пригодится тем, кто планирует начать обучение (небольшой взгляд внутрь содержания учебного материала), а также тем, кто ищет вдохновения для собственного мышления, изучая для этого чужие ментальные пространства. Помните о том, что пишет это студент, и публикуемые мысли могут не отражать тезисы авторов курса.

Ответы на вопросы 1 главы (физический мир и ментальное пространство) онлайн-курса "Системное саморазвитие 2021"

Почему физический мир может иметь разные описания? Приведите пример разных описаний какой-то части физического мира (объекта, системы).

Описание напрямую зависит от того, с какой точки зрения, по каким параметрам и в рамках какой модели исследуется объект или система. Так, здоровье человека можно описать как: отсутствие болезней; состояние полного физического, психологического, социального и экономического благополучия (определение Всемирной организации здравоохранения); способность организма человека поддерживать гомеостаз; динамическое равновесие организма человека с окружающей средой и способность к ней приспосабливаться и так далее.

Чем отличаются научные теории и ненаучные картины мира? И чем отличаются хорошие теории от плохих?

Научные картины мира основываются на подтверждённых или, по меньшей мере, крайне вероятных гипотезах. Ненаучные же основываются на мифах, легендах, вере и так далее, вводя выдуманную, несуществующую причинность. Это делает их плохими прогностическими моделями, так как вероятность предсказания исхода события или процесса в большинстве таких случаев драматически низка, хоть и не равна нулю. Собственно, высокая прогностическая способность отличает и хорошую научную теорию от плохой.

В чём принципиальная разница между трансдисциплиной и дисциплиной, трансдисциплиной и методом, методом и практикой, дисциплиной и технологией? А в чем разница между теорией, дисциплиной, моделью, описанием?

Принципиальная разница между трансдисциплиной и дисциплиной или методом заключается в, если одним словом, фундаментальности. Трансдисциплины — дисциплины дисциплин, их основа, методология. Метод и практика отличаются тем, что практика есть конкретный изучаемый навык, а метод — совокупность практик, используемых для получения продукта (впрочем, есть здесь тонкий момент с тем, что метод может оказаться практикой, если продукт комплексный). Что касается теории и дисциплины — разница в прикладном характере второго явления и описательном — первого. Опираясь на модели же как раз и получаем описание.

Выделите дисциплину и технологию в практике «Помодоро».

Дисциплина — управление вниманием. Технология — дозирование внимания. Практики — деление работы на отрезки, планирование временного ресурса, разумные перерывы в концентрации внимания.

По какому принципу в этой главе предлагается разделить все теоретические знания человека? И приведите пример других принципов разделения знаний.

Теоретические знания предлагается разделить на методологические трансдисциплины, деятельностный кругозор и прикладные дисциплины. Также знания можно поделить на достоверные и недостоверные (опираясь на предсказательную силу теорий) или по сферам наук (технические, гуманитарные, естественные, математические, общественные и другие).

Обладает ли человек «свободой воли» или «свободой выбора»? Обоснуйте свой ответ исходя из действий поставщиков контента.

Исходя из поведения поставщиков контента, которые борются за внимание потребителя и исследуют паттерны фокусировки этого внимания и формирования предпочтений, можно предположить, что «свобода выбора» и «свобода воли» у человека отсутствуют. Однако я склонен считать, что эти понятия бессмысленны. Всё в физическом мире, включая ментальные миры как его продукты, подчиняется причинности. Да, у человека есть возможность выбирать. Нет, она также обусловлена причинностью. Эти два утверждения являются исчерпывающими.

Что для вас является социальной средой и как она влияет на ваши потребности, интересы или картины мира?

Моя социальная среда многосложна, я осознаю её многообразие и стараюсь культивировать его. Это помогает расширять собственный ментальный мир, изучать чужие и формировать определённые отдельные навыки в рамках мастерства жизни.

Назовите плюсы и минусы прогресса. И в чем главные сложности современного мира? Как интересы людей влияют на сложность мира?

Прогресс имеет следующие плюсы: доступность информации; простота и доступность потребительских продуктов; автоматизация труда — снижение его стоимости, увеличение продуктивности и освобождение от примитивного труда людей. Минусы: обилие информации, вызывающее перенасыщение и путаницу, нежелание искать нужную информацию в случае допущения неконтролируемых источников в своё поле внимания; сложность современных продуктов в разработке (упрощение для потребителя — усложнение для деятеля) и сокращение рабочих мест из-за автоматизации — люди могут терять рабочие места, что может тяжело сказаться на их жизни в случае недостаточно сформированной интеллектуальной мобильности. Специфика сложности современного мира заключается в этом, а мира в целом — в разнообразии систем разных уровней, размеров и сложностей. Причём чем глобальнее интересы деятелей и больше калибр их личностей, тем более сложные системы они могут создавать. Для них мир кажется проще, но при этом они обогащают и усложняют его, добавляя новые системы.

Чем отличается мышление потребителя от мышления деятеля?

Потребитель нерефлексивен, он использует быстрое мышление, стремится к простоте в большинстве аспектов. Деятель рефлексивен, знает, когда и как использовать медленное мышление, умеет работать со сложностью и получает от этого удовольствие. С моей точки зрения любой деятель также (во многих аспектах) является потребителем, но вот потребитель деятелем бывает не часто.

Почему интеллект важен в быстро меняющемся мире? Как происходит развитие интеллекта?

Именно интеллект позволяет адаптироваться к новым условиям и задачам. В нашем быстро меняющемся мире возникают новые виды деятельности и, разумеется, изначально никто не обладает в них мастерством, даже первооткрыватели. Потому-то развитие интеллекта и является необходимостью не только улучшения, но и сохранения качества жизни в меняющемся мире: по сути, для того, чтобы самостоятельно обучаться тому, чему никто научить не может, а также сознательно адаптироваться к новой социальной среде.

Арсений, спасибо за пост!
С понятием “практики” пока есть проблемы; можно поискать в учебнике по слову “практика” и посмотреть, как описывается дисциплина и как – технология)