[Empty title]

После прочтения порядка шести глав я заметила, что некоторые моменты упомянут вскользь или, возможно, не достаточно раскрыты для меня. В этом тексте хочу описать эти вопросы и свое нынешнее понимание.

Вдохновение

Существует ли вдохновение и какую роль оно играет в жизнедеятельности человека? Чаще всего этот термин применяется в описании творческой деятельности. Под вдохновением всеми, как правило, понимается какое-то особое состояние, прилив энергии для какого-то действия, неожиданное появление идей. С точки зрения системного мышления вдохновения не существует, существует фокус внимания, состояние потока, которое объединяет рациональное выполнение практик с эмоциональной подпиткой. То есть, можно утверждать, что неосознанное состояние потока и есть вдохновение. Выходит, что с помощью выполнения восьми пунктов, описанных в курсе, можно «вызывать» вдохновение. Тогда почему нас вдохновляют или погружают в состояние потока какие-то определенные вещи? Например, художник может вдохновиться красивыми видами, а писатель чужими историями.
Могу объяснить это тем, что такая история, рассказанная писателю, может пробудить какие-то воспоминания или заставить его вспомнить о своих желаниях и неудовлетворенностях, которые провоцируют выполнение такой практики как написание книги. Разница лишь в том, что у всех людей преобладают разные формы восприятия информации, кто-то лучше воспринимает образы, кто-то символы, поэтому у каждого свой "триггер для вдохновения".

Роли и характер

Сложно мне дается понимание связи эмоций и исполнения ролей. С одной стороны, роли отчасти исполняются для того, чтобы испытать положительные эмоции, а также исполнение ролей может повлечь за собой негативный аспект, что говорит о том, что нужно менять свое поведение в роли или сменить роль в целом. При этом, если человек испытывает эмоции, которые мешают исполнению роли – это плохое ролевое мастерство. А есть же еще и характер, который вообще вниманием не охвачен. Разные картины мира, сформированные воспитанием, окружением это одно, но существуют психические особенности поведения, которые не являются отклонением. Кто-то более эмоциональный, кто-то вспыльчивый, кто-то закрытый.
Выходит, что с точки зрения системного мышления, характер вообще смысла не имеет, потому что ты либо справляешься с ним, переступая свои психические особенности, которые мешают в исполнении роли, либо выбираешь роль, в исполнении которой твой характер только играет на руку.

Лень

Что такое лень? Отказ от преодоления трудностей, предпочтение менее энергозатратного времяпрепровождения. С биологической точки зрения лень – это чрезмерная реализации принципа экономии энергии. Это говорит о том, что лень может быть вызвана переутомлением или истощением эмоциональных, или энергетических ресурсов. Выходит, что лень это вовсе не порок, а изможденное состояние организма. Лень - один из первых сигналов того, что что-то идет не так, на следующем этапе начнет откликаться тело, и человек уже физически не сможет выполнять какие-то задачи или исполнять свои роли.
К сожалению, большинство людей воспитываются в таких картинах мира, где лень самый настоящий смертный грех. Чего можно было ждать от родителей и дедов, которые жили в стране, где была статья за тунеядство… Сейчас, конечно же, не об этом. Таким отступлением хочу показать, что хитрость лени в том, что это самый настоящий стресс, работающий в фоновом режиме, его сложно заметить. Мало того, в обществе, где такое поведение порицается, человек всеми силами старается не поддаваться этим сигналам. Но такое отрицание лени провоцирует наступление «осложнений», таких как выгорание или психосоматические заболевания.
Конечно же, модель человека, которая представлена в курсе, никогда не столкнется с ленью, она ее просто не допустит, потому что рационально встает в роли ученика, трудящегося, отдыхающего, грамотно это чередуя. Жаль, конечно, что я человек, а не его модель…

Подводя итог прочитанного и своих размышлений, хочется сказать, что тяжело это все дается. Этот курс ломает мой привычный уклад жизни, провоцирует возникновение разных вопросов в моей голове и зачастую отвечает на них. Трудно поменять свой образ жизни, образ мысли, даже зная, что это облегчит путь, но я стараюсь. Мне очень нравится практика размышления письмом, она действительно заставляет мозг шевелиться. В общем, на данный момент ощущения такие, посмотрим, что будет дальше.

Любое обучение дается непросто потому что требует физического изменения состояния мозга, нейроны в нем должны перестроить свою конфигурацию. Это требует времени и преодоления сопротивления самого мозга, так как вами было правильно отмечено про принцип экономии энергии, которым он управляется.

Главным признаком успеха обучения является изменение поведения, физического (новые привычки, распорядок дня, и тд) и ментального (новые мысли, уменьшение степень лени, и пр). Если получается замечать их появление, даже в виде сложностей, значит процесс “перепрорастания” нейронов идет. Иногда это действительно ощущается как будто “мозг шевелится”. Продолжайте выполнение предлагаемых в курсе практик, таких как мышление письмом, и новые варианты поведения начнут приносить все больше результатов.

Елена, спасибо за пост!
Удивила часть про “с точки зрения системного мышления вдохновения не существует”. Не припомню таких утверждений в курсах. Подскажете, пожалуйста, где такое прочитали, чтобы мы могли это поправить?
В целом, курсы обычно пишем по принципу “что не сказано, то просто не сказано”. Невозможно в тексте главы (30-50 страниц) обсудить абсолютно все аспекты, связанные с какими-то объектами внимания. Поэтому концентрируемся на основных штуках, от которых точно не получится уйти при попытке его применить; но, конечно, это не означает, что там больше нечего добавить.

Елена, благодарю за пост!
Про “лень”. Моё мнение. Не думаю что лень - это изможденное состояние организма. Думаю, лень - это следствие, в том числе измождённого состояния. Лично у меня в большинстве случаев - это следствие потери мотивации. Причины потери мотивации, как привило - это долгое время чего-то хочешь, но не знаешь как достичь, варианты кончились. Тут нужен источник информации “Как”.
Ну и про то, что лень это один из первых сигналов, что что-то не так: у меня (и как показывают наблюдения у ближайших) за это отвечают: грусть, апатия, прокрастинация, депряснячок. Тут соглашусь, эти ребята требуют остановиться, углубиться в себя и понять, что, по моему мнению, идёт не так и не туда. По крайней мере, мне так кажется. Кажется, что физический мир не соответствует моим картинам мира. Поэтому природой и предусмотрено желание закутиться в плед, поплакать, поесть мороженое и т.д. При депряснечке нужно подумать, пересобрать картины миры. Думаю, это к вопросу принятия, смирения, ну и если хотите “практики благодарности” :slight_smile: