Ответы на вопросы главы 5

  • Зачем введено понятие «роль»? Есть ли такая роль, как «главный специалист»?

Понятие «роль» введено для отделения человека от деятельности, чтобы можно было отделить личные неудовлетворенности человека от ролевых интересов. Как мне кажется, «главный специалист» это не роль, а профессия или должность, которая подразумевает, что человек будет вставать в роль специалиста.

  • По какому принципу разделяются внешние и внутренние роли? Приведите примеры.

Внутренние роли создают систему и занимаются поддержанием ее жизнедеятельности, внешние роли – это роли, на которые система влияет каким-то образом. Например, в системе «школа» внутренними ролями будут директор, учитель, а внешними – ученик, родитель.

  • Какой моделью предлагается связывать психологию и системное мышление? Продуктивно ли «разбираться в себе»?

Системное мышление предлагает использовать психологию для выявления неудовлетворенностей и уговаривания себя встать в ту или иную роль. «Разбираться в себе» не продуктивно, гораздо продуктивнее осваивать различные практики и действовать и таким образом узнавать себя.

  • Чем отличаются неудовлетворенности от ролевых интересов? Можно ли сказать, что у Ивана есть ролевой интерес к автомобилю, а у инженера есть личная неудовлетворенность?

Неудовлетворенность относится к человеку лично. Допустим, у Ивана не клеятся отношения с тещей, но это не мешает ему выполнять роль инженера на своей работе. Склоки в семье – это личная неудовлетворенность Ивана.

  • Как широкий кругозор и многочисленность исполняемых человеком ролей влияет на его жизнь? Достаточно ли мастерства собранности, чтобы хорошо исполнять множество ролей?

Широкий кругозор и многочисленность исполняемых ролей делает жизнь красочнее и насыщеннее. От успешного выполнения роли человек получает приятные ощущения и эмоции, соответственно, чем больше ролей выполнено и выполнено успешно, тем больше радостных переживаний в жизни, а широкий кругозор позволяет узнавать о существовании этих ролей. Некоторые роли требуют не только мастерства собранности для их успешного выполнения, иногда необходимо и высокое мыслительное мастерство.

  • Что такое «практика» и зачем вводиться данное понятие? Как оно связано с другими понятиями? Почему человеку и предприятию важно следить за сочетанием применяемых sota-практик?

Практики используются человеком для достижения своих целей. Практика – это правила, по которым человек совершает действия с использованием технологий. Важно следить за sota-практиками, потому что мир постоянно развивается и практики будут со временем устаревать.

  • Назовите стадии и практики жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля? Зачем выделяются данные стадии? Какие практики вы реализуете на стадиях своей жизнедеятельности?

Для максимальной продуктивности и насыщенности жизни выделяются такие стадии как потребление информации, размышление, личное стратегирование, планирование работ, досуг.

  • В чем состоит роль ученика? Какая точка зрения вам ближе: ученик – это роль или должность? Какие практики реализует ученик?

Роль ученика заключается в выполнении практик для достижения цели обучения. Ученик реализует практики мышления письмом, систематического чтения, коммуникации. Я считаю, что ученик – это роль.

  • Чем отличаются понятия должность, звания и квалификация от понятия роль? Зачем вводятся данные понятия?

Должность включает в себя выполнение ролевого мастерства и количество полномочий человека в этой роли. Звание отражает статус человека в обществе, а квалификация – уровень его мастерства.

  1. Что такое карьера? Чем профессиональный роль отличается от должностного?

Карьеру можно разделить на профессиональный и должностной рост, где профессиональный рост - это рост уровня мастерства, а должностной – «вертикальная иерархия».

  • Может ли роль исполнять неодушевленный предмет? Чем роль отличается от проектной роли?

Проектная роль удовлетворяет свой интерес в системе. В отличие от проектной роль, роль может исполнять неодушевленный предмет, например, роль переводчика выполняет робот.

Отличный формат начать применять практику мышления письмом, думаю что те, кто еще этого не сделал, смогут взять на вооружение.

По содержанию хочу уточнить следующие моменты:

  • «Главный специалист» действительно не роль, а должность. Но о профессии речь идет также в ролевом рассмотрении.
  • Практики связаны и выполняются ролями. Поэтому лучше не говорить, что они используются человеком, просто чтобы не сбивать фокус.