Ответы на вопросы 5 главы

  1. Зачем введено понятие «роль»? Есть ли такая роль, как «главный специалист»?
    Понятие роль введено для того, чтобы можно было отделять человека от играемой им роли. Чтобы не путать личные неудовлетворенности человека и ролевой интерес. Кроме того, понятие "роль" помогает обобщить "коллективный" накопленный опыт и выразить его в одном понятии. Например я хочу улучшить свою игру в баскетбол. Мне не нужно изобретать колесо и искать отдельные элементы для прокачки своих навыков. Я просто нахожу что есть такая роль - "баскетболист" и она состоит из множества элементов. Это помогает ускорить процесс обучения. Еще я для себя отметил, что понятие "роль" значительно упрощает коммуникацию и повышает ее эффективность. Например нам нужно дать человеку негативную обратную связь. Мы критикуем только его ролевые действия, а не конкретно человека. Это помогает избежать конфликтных ситуаций. Кроме того, мы можем использовать определенную лексику для той или иной роли, тем самым повышая эффективность коммуникации.
    На мой взгляд "главный специалист" это не роль, а должность, которая подразумевает под собой возможность играть роль специалиста и задает полномочия по распоряжению ресурсами.
  1. По какому принципу разделяются внешние и внутренние роли? Приведите примеры.
    Внутренние роли занимаются созданием системы, ее эксплуатацией, поддержанием жизненного цикла и утилизацией. Например если мы возьмем систему "магазин", то внутренними ролями в ней будут: собственник, управляющий, кассир, поставщик, обслуживающий персонал.
    Внешние роли - это роли на которых так или иначе влияет система. Если продолжить рассмотрение примера системы "магазин", то внешними ролями будут: покупатель, налоговая служба, служба защиты прав потребителей, воры…
  1. Какой моделью предлагается связывать психологию и системное мышление? Продуктивно ли «разбираться в себе»?
    В системном мышлении психология используется для поиска неудовлетворенностей, работы с эмоциями и уговаривания себя встать в роль для того чтобы устранить неудовлетворенности (практика самолидерства).
    Системное мышление помогает подобрать правильную роль для устранения неудовлетворенностей, а потом работать в роли на трех системных уровнях (предприниматель, инженер, менеджер) с использованием правильно подобранных SOTA практик. Этот процесс происходит до момента создания целевой системы или получения рабочего продукта в физическом мире.
    "Разбираться в себе" путем самокопаний - не продуктивно. Человек приходит в мир как белый лист. В самом начале пути, внутри человека есть мало чего интересного (кроме природых склонностей к какой-либо деятельности и иногда настоящего таланта) Намного продуктивнее что-то делать, получать обратную связь, анализировать ее и посредством такой практики разбираться в себе.
  1. Чем отличаются неудовлетворенности от ролевых интересов? Можно ли сказать, что у Ивана есть ролевой интерес к автомобилю, а у инженера есть личная неудовлетворенность?
    Неудовлетворенность относится лично к человеку, а ролевой интерес к той роли, которую он играет. Например у бухгалтера может быть личная неудовлетворенность "болит зуб", но эта неудовлетворенность не мешает ему играть роль бухгалтера на предприятии (а если личная неудовлетворенность очень сильная, то она влияет на качество игры по роли). Соответственно, с точки зрения ролевого интереса, меня не интересует состояние здоровья бухгалтера, а интересует рабочий продукт, который воплощается в физическом мире посредством игры по его роли. Стоит отметить, что часто личные неудовлетворенности могут удовлетворяться путем игры по роли. Например бухгалтеру нужны деньги на лечение зуба, а деньги он получает путем создания рабочих продуктов, играя роль бухгалтера. Тем самым качественная игра по роли помогает удовлетворить его личные неудовлетворенности.
    Как мне кажется, у Ивана не может быть ролевого интереса к автомобилю, потому что Иван - это не роль, а человек. У инженера не может быть личной неудовлетворенности, потому что инженер это роль.
  1. Как широкий кругозор и многочисленность исполняемых человеком ролей влияет на его жизнь? Достаточно ли мастерства собранности, чтобы хорошо исполнять множество ролей?
    Широкоий кругозор и множество ролей помогают человеку жить интересной жизнью. Кроме того, я для себя отмечаю психотерапевтический эффект: например когда у меня что-то не получается в одной роли, то я переключаюсь на другю роль и получаю потоковые переживания в этой роли. Это поддерживает мои остальные роли и не дает унывать. Кроме того, в наше время - внимание это новая валюта. Если человек обладает широким кругозором и большим количеством ролей, он своим калибром личности привлекает внимание множества людей и повышает шансы на интересные знакомства и новые возможности. В наше время недостаточно быть профессионалом, нужно быть интересным.
    Мастерство собранности однозначно является базой для игры по любой роли. Но одного мастерства собранности может быть недостаточно. Некоторые роли предъявляют определенные требования не только к мастерству собранности, но и к мыслительному мастерству. Поэтому после того, как мастерство собранности достигло удовлетворительного уровня, стоит начать выделять время на прокачку мыслительного мастерства (при этом продолжая качать мастерство собранности).
  1. Что такое «практика» и зачем вводиться данное понятие? Как оно связано с другими понятиями? Почему человеку и предприятию важно следить за сочетанием применяемых sota-практик?
    Практика это с одной стороны знание, а с другой стороны это деятельность. Знание практики помогает человеку сэкономить время и силы при его деятельности. Практики позволяют человеку осознанно выполнять максимально эффективные действия для достижения своих целей.
    Мне понравилась формулировка: "практика - это правила, по которым человек совершает действия с использованием технологий". Не нужно заново изобретать колесо, нужно просто взять опыт других людей, воплощенных в понятии "практика" и применить в жизни с использованием современных технологий.
    Человеку и предприятию важно следить за sota практиками потому что прогресс не стоит на месте и практики имеют свойство устаревать со временем. Появляются новые открытия, технологии из одной сферы перетекают в другую, рождая уникальные сочетания. Поэтому важно держать руку на пульсе - быть активной частью профессионального сообщества и использовать практику "формирование новостной ленты по интересам".
  1. Назовите стадии и практики жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля? Зачем выделяются данные стадии? Какие практики вы реализуете на стадиях своей жизнедеятельности?
    Потребление информации, размышление, личное стратегирование, планирование работ, досуг. Эти стадии выделяются для того, чтобы получать больше радости от жизни и быть максимально продуктивным. ШСМ предлагает более детальное рассмотрение процесса жизни, чем популярный подход "Work-Life Balance".
    Какие практики я реализую?
  • Этап потребления информации: систематическое чтение: читаю минимум полчаса в день, а чаще час. Устранение плохой информации: соцсети давно убраны с первого экрана смартфона, оповещения отключены. Для себя осознанно выделяю 10-15 минут блуждания по соцсетям в день. Этого достаточно. Формирование своего социального окружения: пересмотрел свое окружение, завершил отношения со многими людьми, сейчас готовлюсь к переезду в другую страну. Самообучение и прохождение курсов: ежедневно выделяю 1 час на прохождение курса "введение в системное саморазвитие" и 1 час на прохождение профильных курсов по прикладным практикам. Кроме того, прохожу курс по экономике от П. Усанова. Исследования: здесь пока ничего нет. Единственное что стал больше скачивать и просматривать различных отчетов и исследований по тем темам, которые меня интересуют. Но ленюсь применять мышление письмом. Формирование заметок и их разбор: здесь все хорошо - уже не представляю себе как можно читать книгу или проходить курс без формирования заметок. Сейчас хочу перейти на следующий уровень и прокачать технологию - научиться наконец-таки линковать заметки и создавать свою собственную базу знаний в Обсидиан. Тестирование интереса: здесь тоже все хорошо - теперь когда мне что-то интересно, я стараюсь выделять минимум денег и времени на тестирование интереса, чтобы понять нужно ли мне это. Раньше - сразу же тратил много денег и времени и получал негативные эмоции, потому что думал "я же уже столько времени и денег в это вложил - надо продолжать". Не совсем понял что такое "интеграция" - буду рад если в комментариях сможете написать что это такое.
  • Этап размышления: вот здесь пока использую минимум практик. Использую только мышление письмом и публикую посты на платформе ШСМ. Для меня этап размышления представляет наибольший вызов на данный момент из-за слабого мыслительного мастерства.
  • Этап личного стратегирования: здесь использую практику выделения целевых систем на квартал и выстраивание стратегии развития на ближайшие три месяца. Сейчас работаю над тем, чтобы увеличить горизонт планирования и довести его хотя бы до года-трех лет.
  • Планирование работ: здесь использую практики GTD, календарь, Agile, чек-листы, тайм-менеджмент. На этом этапе все более-менее устраивает.
  • Реализация: использую практику помодоро+ и практику потока. Эти две практики считаю базовыми и самыми важными на этом этапе. Сейчас работаю над тем, чтобы получать удовольствие от процесса деятельности (поток).
  • Досуг: при прохождение курса ШСМ осознал важность досуга. Раньше просто любил позалипать в сериалы или в компьютерные игры. Сейчас оставил себе сериалы и игры как вознаграждение за определенное кол-во помидорок. И в ограниченном кол-ве. Регулярно играю в баскетбол, занимаюсь йогой, сейчас тестирую интерес к силовым тренировкам. Записался на курс по кулинарии и стал чаще готовить.
  • Итог: на данном этапе развития вижу большой пробел в мыслительном мастерстве и реализации практик на стадии "размышления". После завершения курса "системное саморазвитие" планирую повторно записаться на курс "онтологика и коммуникации" (в первый раз не хватило мастерства собранности).
  1. В чем состоит роль ученика? Какая точка зрения вам ближе: ученик – это роль или должность? Какие практики реализует ученик?
    Роль ученика состоит в исполнении работ, которые намечены менеджером в проекте обучения. Мне ближе точка зрения что ученик это роль. Ученик реализует практики систематического медленного чтения, мышления письмом, коммуникации, работы над ошибками.
  2. Чем отличаются понятия должность, звания и квалификация от понятия роль? Зачем вводятся данные понятия?
    На должность назначают. Должность подразумевает под собой игру по роли+полномочия по использование ресурса. Звание - отражает положение человека в какой-то иерархии.
    Квалификация - это уровень мастерства человека в исполнении какой-то роли.
    Данные понятия вводятся для более детального описания человеческой деятельности.
  3. Что такое карьера? Чем профессиональный роль отличается от должностного? Какой карьерный путь вы уже прошли и что планируете на будущее?
    Карьера можно разделить на профессиональный и должностной рост. Профессиональный рост это когда ты растешь в своих навыках и повышается сложность задач или систем.
    Должностной рост это повышение в должности что ведет за собой расширение доступа к ресурсам и повышение ответственности. Я прошел карьерный путь от переводчика до главы отдела по развитию бизнеса. В дальнейшем хочу занять должность CMO или стать полноценным представителем иностранной компании в Европе.
  4. Может ли роль исполнять неодушевленный предмет? Чем роль отличается от проектной роли?
    Роль может исполнять неодушевленный предмет. Например роль водителя может исполнять робот. Роль от проектной проли отличается тем, что у проектной роли есть интерес к системе.