А не фигнёй ли я занимаюсь?

"Как говорил один мой знакомый:

Если тебе кажется что твои силы уходят "в никуда" и пропадает интерес даже к тем действиям, которые раньше приносили тебе удовольствие, сядь и задай себе вопрос: "А не фигнёй ли я занимаюсь?"

Загадка от Жака Фреско  А не кЕигнн ли я  занимаюсь?  на пзњштение сек

В последние дни мотивации что-то делать все меньше, а желание уйти в астрал все больше.

На то, конечно, было много причин и следствий из вытекающего Армагеддона по всем фронтам моей скромной жизни, но как говорится "бывало и хуже", а работала я и при ужасных условиях в разы лучше.

Поэтому, решив проанализировать свои болевые точки, основным я выявила для себя то, что несмотря на прошедшее время и прикладываемые усилия не вижу очевидного результата.

На протяжении жизни, когда мы проходим обучения, у нас всегда есть количественные или качественные показатели оценки наших трудозатрат. В школе-это оценки за четверть, в ВУЗЕ- оценки за семестр и стипендиальное вознаграждение, на работе -зарплата, повышение по служебной лестнице.

Все мы помним, как в детстве проходили через сценарии:

  • "Сначала суп, потом конфеты"
  • "Сделай уроки и сможешь пойти гулять"
  • "Получишь пять в четверти-купим тебе велосипед"

И многие другие. Они предполагают, что за совершение работы последует вознаграждение, а когда ты учишься, чтобы учиться твое вознаграждение явно придет с некоторым отставанием, что психологически вызывает реакцию послать все в ж…… отторжения.

Только с течением времени, мы осознаем, что помимо очевидных оценок, мы получаем то или иное мастерство, но воспринимаем его скорее как удачное дополнение к основному стимулу. Поэтому, когда начинается принудительное сознательное обучение, которое должно помочь нам в решении различных задач на работе и, единственным мерилом является повышение своей личной эффективности (осознание которой, обычно, приходит значительно позже, как указано выше), возникает единственный вопрос: "А не фигнёй ли я занимаюсь?"

И вот, чтобы хоть каким-то образом показать самой себе, что я умница, красавица, комсомолка занимаюсь действительно чем-то полезным и важным, решила на основании поста "Основы психопрактик", выделить те компетенции/навыки/новый опыт/фишки, которые я получила за последнее время:

Компетенции*

  1. Составление плана обучения и расписания

В начале, казалось бы примитивный план с парой часов выделенного под обучение времени уже в середине обучения превратился в полноценное динамическое (к сожалению, ни что не вечно под луной и у планов есть такая отвратительная тенденция - ПОСТОЯННО меняться) расписание.

2. Помодорро

Применение различных альтернатив Помодорро активно применяла и ранее в выполнении рабочих и нерабочих задач, поэтмоу в целом серьезного прорыва не было. Но, буду работать над увеличением фокуса внимания на конкретной задаче.

3. Систематическое медленное чтение

Чтение с заметками практиковать начала еще в школе , однако было интересно попробовать новые методы и способы ведения этих заметок ("Исчезающие заметки", "Зеттелькастен") по прочитанному материалу.

4. Мышление проговариванием/устным рассуждением

К данному методу отношусь скептично, если не применять определенные модели и не устанавливать четкие временные рамки, т.к. зачастую подобные дискуссии превращются в полемику. В целом при постановке задачи, помимо написания ТЗ стараюсь проговорить с исполнителем то ЧТО написала, т.к. всегда кажется что учел все моменты, но в последствии оказывается, что многие нюансы человеку не совсем ясны и понятны.

5. Мышление письмом

Один из лучших методов структурирования своих мыслей и задач. Активно практиковать начала на 1 работе, т.к. задач было много и по каждой нужно было вести факт/план и планируемые методы улучшения процесса исполнения. Ну и просто учет, чтобы не сойти с ума.

6. Выделение ролей

Попробовала выделить те роли, в которые на сегодняшний день становлюсь. Получилось не столь много, но предполагаю, что со временем список вырастет.

7. Планирование расписания по ролям

Никогда не применяла подобный метод, в основном распределяла свои задачи по сфере жизнедеятельности (работа/учеба/семья/ и прочее).

Кратко подвести итог можно следующим диалогом из моей жизни:

"-Смотри, получилось ведь даже лучше, чем просто хорошо?

-Получилось просто лучше, чем плохо."


 *перечень самым честным образом украден из поста Анны Лубенченко https://blog.system-school.ru/2020/06/22/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA/, все авторские права закреплены за ней.

Отсутствие быстрого очевидного результата очень часто становится преградой для постановки практик и привычек. В таком случае нужно менять отношение к тому, что можно рассматривать как результат. И хорошо, что у вас получилось увидеть его в полученных компетенциях.

Нужно понимать, что в процессе обучение самым важным является качественное выполнение роли ученика и практик ей соответствующих. Главным (а возможно и единственным) мерилом результатов обучения является изменение поведения. Если вы начали делать что-то новое или перестали что-то старое, значит процесс идет. Это и есть результаты.

Что касается планов, то их постоянное изменение это не отвратительное свойство, а базовое. Главное это поставленный процесс планирования и способность сознательно планы обновлять, исходя из вновь полученной информации и результатов предыдущих действий. Это определяет способность к адаптации, главной в быстроменяющемся мире.

Александр, спасибо за комментарий!
Хорошее замечание по поводу динамического расписание) оно именно так и работает) главное – видеть результаты.

Можно попробовать показать пользу от концепта “ролей” (он же не только для коммуникации нужен, или чтобы порадоваться, какие роли выполняешь))

Оксана, спасибо за пост!
О, старенький пост, спасибо, что напомнили)

Я бы порекомендовала обратить внимание на концепт ролей. Это штука, которая полезна не только для общения/ролевой коммуникации, но и для выполнения работ) Потому что если у вас есть на работе новое задание, которое непонятно как делать, или старое, с которым возникают проблемы / которое выполняется долго, то можно обратиться к нему:

  • задаете себе вопрос: "что за роль надо исполнить для того, чтобы получить результат/ рабочий продукт по задаче?". Если роль не можете назвать – гуглите, как выполнить такое задание, и смотрите, что там за специальные термины употребляются. Ну там "сроки", "бюджеты", "выполнение работ", "диаграмма Гантта", "проектный / операционный менеджер" и тп.
  • собственно, определяете роль. Дальше идете смотрите в учебники соответствующей роли и/или статьи из хороших источников информации "как это выполнить"
  • делаете задание по выбранному вами чеклисту, который считаете самым подходящим
  • PROFIT! В смысле, вы а) можете выполнить ранее сложную задачу; б) можете сделать это быстрее (не надо придумывать, как ее сделать, это уже сделали до вас); в) избегаете ошибок, которые могли бы наделать, если бы действовали методом проб и ошибок.
Весьма экономит время, если этим концептом пользоваться) а еще практики можно описывать в личной/коллективной базе, и дальше просто доставить их оттуда и выполнять "на автомате", высвобождая время на "подумать". Очень рекомендую попробовать)

А если интересна дополнительная информация, как это делать, то можно глянуть вот этот пост и комментарии к нему: https://blog.system-school.ru/2022/06/20/razmyshleniya-o-praktike-i-disczipline/