Собранность как катализатор изменения способа усвоения информации

Первое задание курса собранности состояло в том, чтобы составить сеть понятий нескольких страниц учебника с объяснениями и ссылками между понятиями.

Взялся я это упражнение без особого энтузиазма, так как не очень было понятно, зачем это нужно и что в результате должно получиться. Учебник оказался напичкан новыми понятиями и не прошёл обкатку поколениями учащихся, так что пришлось несколько раз проходить по тексту и пытаться понять, понял ли я, что там написано. От отчаяния я начал отмечать те предложения, весь смысл из которых я уже, кажется, вычитал, и возвращаться и перечитывать те, которые ещё не совсем понятны. Получил сеть и успокоился.

На следующий день на работе начал разбираться с кустом новых технологий, и понял, что мгновенно забываю, то, в чём разобрался: аббревиатуры похожи друг на друга, документация умалчивает или забывает пояснить, что же некая технология на самом деле делает, а статьи написаны, похоже, отделами маркетинга, а не инженерами. Взял свою базу понятий, и начал вносить туда всё подряд, и в результате закончил работу гораздо быстрее, чем ожидал.

После этого взял книгу для изучения в совершенно несвязанной области, и сразу же вооружился подсветкой и базой понятий.

Итого, результат для меня оказался крайне неожиданным:

  • Больше не могу читать (не художественные) книги, если нет возможности помечать предложение за предложением и переносить прочитанное в базу понятий.
  • Больше не считаю полезным изучать что-то новое, если базы знаний нет под руками.
  • Кнопка «раздел прочитан» в курсах ШСМ теперь кажется слишком грубой. Очень хочется кнопку «предложение прочитано и понято»!

#собранность

1 лайк

Тренинг по собранности в онтологической работе (применение знаний курса “Онтологика и коммуникация”, тренируемое на курсе собранности). )))

Да! С онтологической работой было не так уж сложно, новым был опыт немедленной инкрементальной фиксации результатов онтологической работы.

Ощущения очень схожи с обучением фиксации списка задач при освоении GTD: с плеч как будто падает гора удерживаемых в памяти фактов, освобождая её под что-нибудь другое.

До GTD: «у меня хорошая память, я помню все дела». После: «как я мог так жить?»

До (первого занятия!) курса собранности: «у меня хорошая память, я помню все понятия». После: «как я мог так жить?»

Может уже было такое предложение для aisystant - пост натолкнул на идею фичи: 

  • в тексте курса выделены ссылкой понятия из понятийного минимума;
  • при переходе по ссылке студент попадает в раздел понятийного минимума, где расписаны связки понятий;
  • студент сам имеет возможность добавлять понятия в понятийный минимум и добавлять связки;
  • методисты модерируют такие добавления и или утверждают добавление, или добавление остаётся в личном кабинете студента;
  • весь понятийный минимум можно скачать, как рабочую тетрадь.

Ещё один моделлер, только учебный? Если только с поддержкой синхронизации в несколько настоящих.

Звучит крайне интересно. А как устроена эта база или сеть понятий? Просто список из кортежей: понятие с описанием? Или как-то по другому?

К сожалению, не смог пойти на этот поток курса собранности.

Понятие, дисциплина откуда взято понятие, описание (включая ссылки на другие понятия), по необходимости: примеры применения, примеры ошибочного применения.