Ответы на вопросы первой главы

Почему физический мир может иметь множество описаний? Приведите пример разных описаний какой-то части физического мира (объекта, системы).

Потому что с физическим миром работают разные люди и делают разное. Для каждого делания удобна своя модель, своё описание. Пример: организация описывается бухгалтерским учётом и документацией о пожарной безопасности.

Чем отличаются научные теории и ненаучные картины мира? И чем отличаются хорошие теории от плохих?

Научные объективны и воспроизводимы, а ненаучные интуитивны и эмоциональны. Хорошая теория с большей вероятностью правильно предскажет будущее.

В чём принципиальная разница между трансдисциплиной и дисциплиной, трансдисциплиной и методом, методом и практикой, дисциплиной и технологией? А в чём разница между теорией, дисциплиной, моделью, описанием?

Трансдисциплина более абстрактна, её нельзя применить напрямую в деятельности, она используется в нескольких дисциплинах. А дисциплина позволяет думать о делании чего-то конкретного.

Трансдисциплина – описывает, как думать. А метод – описывает алгоритм делания. Трансдисциплина используется в дисциплинах, а метод включает практики.

Метод описывает, какие и в какой последовательности нужно применять практики, чтобы получился результат. Метод – это набор практик.

Дисциплина описывает процесс думания, а технология позволяет делать, являясь инструментом.

Это всё – одно и то же.

Выделите дисциплину и технологию в практике «Помодоро».

Дисциплина – это понятия (таймер, подход к работе, перерыв) и принцип: работать нужно подходами, перемежая их перерывами; во время подхода к работе нужно заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь.
Технология – это приложение, в котором можно запустить таймер и он будет отсчитывать подходы к работе и перерывы, правильно их чередуя.

По какому принципу в этой главе предлагается разделить все теоретические знания человека? И приведите пример других принципов разделения знаний.

Знания состоят из кругозора, трансдисциплин и прикладных дисциплин. Первые два знания помогают находить в разной деятельности нечто поторяющееся и быстрее осваивать новые прикладные дисциплины. А сами прикладные дисциплины позволяют осуществлять деятельность. Другой прницип – не разделять, при выполнении конкретной задачи пользоваться интуицией.

Обладает ли человек «свободой воли» или «свободой выбора»? Обоснуйте свой ответ исходя из действий поставщиков контента.

Непосредственный выбор человек делает сам, но выбор этот обусловлен когда-то заложенными в его голову паттернами, картинами мира. Мозг неминуемо потребляет тот контент, который ему доступен, осознанно управлять вниманием в реальном времени мозгу сложно. Этим пользуются СМИ и комерсанты, закладывая своим контентом в головы такие картины мира, которые в нужный им момент сработают на их благо. Единственный вариант управлять своим выбором – это заранее заполнять свою социальную среду желаемыми поставщиками контента.

Что для вас является социальной средой и как она влияет на ваши потребности, интересы или картины мира?

Друзья, СМИ, работа, семья, соседи. Все они тянут одеяло на себя и пропогандируют свои потребности и интересы. Я становлюсь похожими на них со временем. Самое большое влияние оказывает семья, так как они со мной дольше всего и было время, когда они были единственными поставщиками контента.

Назовите плюсы и минусы прогресса. И в чем главные сложности современного мира? Как интересы людей влияют на сложность мира?

1. Много информации, но с ней сложно справляться.
2. Простота для пользователя, но сложность для деятеля.
3. Роботизация, но возросшая конкуренция и усилившееся расслоение общества.

Чем отличается мышление потребителя от мышления деятеля?

Потребитель избегает сложности, а деятель ищет её.

Почему интеллект важен в быстроменяющемся мире? Как происходит развитие интеллекта?

Мир быстро меняется, значит появляется много новых областей деятельности. А именно интеллект позволяет разбираться в новых областях деятельности. Развитие интеллекта, как развитие мышц, происходит за счёт тренировки. Облегчают тренировки – трансдисциплины.