Размышления о практике и дисциплине

В рамках задания №1 "Системного саморазвития 2021"

В чём принципиальная разница между трансдисциплиной и дисциплиной? В степени абстракции. Трансдисциплина задаёт принципы, на основе которых выстраиваются дисциплины, т. е. картины мира с тех или иных ракурсов. 

Один учёный дедушка лет 15 назад объяснял мне разницу между докторской и кандидатской работой. Для этого он рассказал мне о структуре научного знания. Так как речь шла об отраслевой экономике, то рассказал он на примере предприятия.

И так, о чём речь. На фронтире научного знания доктора наук. Они рулят методологией. Доктора создают, изменяют методологии, научные теории. С учётом прочтенного в первой главе курса "Системное саморазвитие 2021", речь идёт о том, что в их арсенале большое место занимают как раз трансдисциплины. Если объект деятельности — это методологии, то, отвечая на вопрос "Как?" ты должен уходить "в глубь" этого объекта. Как я понимаю в "глубине" должны находиться подсистемы, принципы, конструкция. Может быть, имеем право применить тут диаграмму гамбургер? "Функция" докторов наук, видимо, поиск ответов на вопрос в условиях неопределённости, ведут разговор с природой напрямую. Остриё западной цивилизации. Соответственно "конструкция" докторов наук состоит из элементов. В числе этих элементов должны быть трансдисциплины. Вот мысль возникла. Если трансдисциплины оперируют наиболее абстрактными понятиями, то получается, чтобы работать в более неопределённых условиях, тебе необходимо обращаться к более абстрактным инструментам (технологиям).

Таким образом доктора наук — это методология, трансдисциплины.

Теперь вернёмся к учёному дедушке. Он говорил, что ниже на ступеньку докторов наук, стоят кандидаты наук. Их функция — это создание методик в рамках тех научных теорий, которые развивают доктора. Соответственно, тут задачи уже менее абстрактные, ситуации характеризуются меньшей неопределённостью. Доктора вырвали общие принципы выживания из хаоса природы. Единственное, что нужно сделать это адаптировать общие принципы к каким-либо ситуациям. К слову, тем самым, мы в добавок, ещё и протестируем научные гипотезы, которые лежали в основе трудов докторов наук.

Здесь, не до конца ясно для меня, но видимо, процесс формирования дисциплины начинается именно на ступеньке докторов наук, конкретизируется, специализируется на стадии кандидатов. Как сказал учёный дедушка, результатом научной работы кандидата должна стать методика, её создание или уточнение (изменение). Кандидат не замахивается на концепции, не изменяет методологии, он остаётся на уровне методик.

Однако, как я понимаю, хороший кандидат, тоже должен знать трансдисциплины. Но об этом позже.

Далее, продолжал учёный дедушка, ступенькой ниже кандидатов находятся инженера на производствах. Каждый завод имел в штате инженеров. Тут нужно учесть, что 12 лет назад дедушка уже был дедушкой, поэтому для наглядного пособия он использовал структуру советского предприятия.

Задача инженера использовать методическую литературу и создать проект с учётом методик, которые выпускали, публиковали научно-исследовательские институты. Ещё 35 лет назад, я помню, как моя тётка вернулась из Москвы с какими-то скучными книгами. С её слов это как раз и была методическая литература какого-то НИИ для того предприятия, на котором она работала. Для чего-то я тогда запомнил эту информацию.

Помимо инженеров на предприятии присутствуют технологии. Задача технолога — это "адаптация" проекта, который сделал инженер к тем реалиям, которые здесь и сейчас есть на конкретном предприятии. При этом реалии эти описываются: оборудованием, которое стоит в цехах, и материалами, которые есть на складе. Очень, грубо выражаясь, технолог определяет варианты оборудования и варианты материалов заменителей.

Возвращаясь к тексту Главы 1, видимо на этом этапе происходит "зарождение" практики. Если практика — это дисциплина + технология, а технология – это устройство или объект, которое помогает человеку создавать рабочий продукт, то технолог как раз и начинает совмещать дисциплину с теми устройствами или объектами, которые имеются в наличии на конкретном предприятии, заводе.

Однако, учёный дедушка, продолжил. Ещё ниже ступенькой технологов стоят начальники смен (производства), прорабы. Они руководствуются результатом труда технологов ставят задачу перед рабочими смены, которые не задумываясь, идут на свои рабочие места, и на том, что есть, делают из того, что есть, то, что сказали.

Вот как раз на этой стадии и происходит практика в том понятии, в котором это сказано в главе 1. Дисциплина совмещается с технологией. И это логично, практикой не занимается отдельно современный завод. Он встроен в различные системы: научного знания, производства оборудования, обучения кадров и т. д. Любая готовая продукция современного завода — это результат применения в том числе и трансдисциплин. А так называемые "практики" неосознанно пользуются наработками тех, кто работают с методологиями, методами т. д. Думаю курс этот я выбрал, чтобы как раз осознанно выбирать практики.

Отвечаю на вопросы:

  • разница между трансдисциплиной и методом. Метод состоит из практик, практика из дисциплины и технологии. Другими словами, метод использует дисциплину, чтобы создать новую сущность, "унию", добавляя к ней технологию, доступною технологию. Это как отношение общего к частному, но не в понятиях множества и подмножества, а в рамках системного подхода.
  • разница между методом и практикой. Метод — это совокупность определённых практик. Что тут ещё сказать? В чём отличие метода от способа? Об этом узнаем позже.
  • разница между дисциплиной и технологией. Дисциплина - описательная часть, смысловая. Технология - имущественный комплекс :)

Евгений, спасибо за пост!
Отличный пример со структурой научного знания! Это и есть хождение по ступеням (условным уровням) абстракций. Уровни они не в понимании системного подхода, рассматриваемого в ШСМ: уровни есть у описываемых (транс)дисциплинами объектов физического мира. Скажем, методологию можно рассматривать как науку (абстракцию) о том, как выполнять какие-то практики/методы (применение методов – действие). А практики будут очень разными, очень зависящими от ролей: разные трудовые практики у разных ролей, у врача одни, у юриста другие, вы их не перепутаете.

Пример, похожий на тот, что приводил дедушка, есть в создаваемом сейчас учебнике собранности. Вот кусочек из него:

Финансисту надо понять, почему произошел кассовый разрыв на предприятии.

  1. финансист:: роль (мета-мета-модель, viewpoint)
  2. финансы:: предметная область / домен (мета-модель, прикладная/культурная, viewpoint)
  3. кассовый разрыв, денежный поток предприятия, график платежей:: предметы интереса / объекты внимания в связи с целью (мета-модель, из учебника по финансам, viewpoint)
  4. форма отчета о движении денежных средств, платежный календарь, оформленный согласно нормативам предприятия (в том числе РСБУ):: стандарты предприятия
  5. “Платежный календарь” в “1С: Бухгалтерия 8” :: стандарты использования технологий, в данном случае программы “1С: Бухгалтерия 8”.
У финансиста теперь есть все, чтобы построить операционную модель, которая выявит причины кассового разрыва.

С “функцией” и “конструкцией” предлагаю не заморачиваться пока: это более продвинутые понятия, которые рассматриваются в учебнике “Практического системного мышления”.

А в остальном очень круто!)

Благодарю, Анна за отзыв! Рад что понравилось. Интересно будет изучить создаваемый учебник.
Небольшое замечание по цитате из учебника: в “1С: Бухгалтерии 8” нет платежного календаря. Программа целиком и полностью “посвящена” учёту. Учёт в том смысле как составляющая часть функции управления. В этом смысле учёт “противопоставляется” планированию. А платежный календарь это инструмент планирования. Чтобы быстро ориентироваться в линейке программ от фирмы “1С”, есть небольшая подсказка: функции планирования реализованы только в тех программах, в названии которых есть слово “управление”: “1С: Управление торговлей”, “1С: Управление предприятием”. и т.д. Хотя нельзя сказать, что 1С на все 100% придерживается этого принципа. Есть у неё один незапланированный ребёнок - “1С: Комплексная автоматизация” в ней тоже есть элементы управления. Но, за это можно простить 1С, “ребенок” родился не запланированным, от того видимо и чистоту методологии не соблюли :slight_smile:

Хотя… извиняюсь!!! :))) Есть платежный календарь в 1С: Бухгалтерии 8, зараза! Приношу извинения. Перепроверил. Не было, но вставили. Нарушили в конец ранее озвученную методологию. Вот как жить, когда абстрактные принципы нарушаются в угоду потребам рынка? :slight_smile:

При описании примеров я гуглила)))) искала примеры воплощения объектов из дисциплины в технологиях))

я не так детально погружалась в финансовые описания, но в целом в международных учебниках финансов отчеты, которые позволяют следить за кассовыми разрывами, относятся к “управлению движением денежных средств”. Так что смысл там может и быть)

Сегодня проснулся и подумал, что нужно написать пост на тему “Абстрактное” знание и кругозор" :slight_smile: