ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 2 ГЛАВЫ УЧЕБНИКА «СИСТЕМНОЕ САМОРАЗВИТИЕ 2021»

  1. Что такое осознанное обучение, чем оно отличается от неосознанного? Почему невозможно учиться системному мышлению исподволь или в игровой форме?
    - Осознанное обучение - это когда человек встает в роль ученика и использует лучшие практики для создания рабочего продукта. Осознанное обучение от неосознанного отличается тем, что в случае осознанного обучения заказчиком обучения является сам человек. Он понимает зачем ему это нужно и какие практики использовать. Во время неосознанного обучения - человека часто ставят в роль ученика другие люди со своими целями и интересами. Даже если человек сам встает в роль ученика, но делает это неосознанно, то есть риск медленного обучения и риск слиться раньше времени. Системному мышлению, как и любой другой сложной трансдисциплине невозможно обучиться в игровой форме. Связано это с тем, что во время такого сложного обучения ученику понадобится 100% ресурса внимания. Во время игрового обучения, ресурс внимания будет тратиться на что-то еще (например на процесс игры).
  2. Почему любой человек пользуется в повседневной жизни вперемешку научными и ненаучными картинами мира?
    - Потому что многие ненаучные картины мира были заложены в нас с детства. Кроме того, в массовой культуре, которая нас окружает делается упор на ненаучные картины мира. Даже сведя к минимуму взаимодействие с массовой культурой, ее элементы все равно могут неосознанно влиять на нас.
  3. Как образование помогает управлять своей социальной средой?
    - Образование помогает быть независимым от социальной среды. Хорошее образование вырабатывает способность к самостоятельному, независимому мышлению. Мнения блогеров или других источников информации воспринимаются через призму образования, а не просто на веру. Кроме того, образование помогает быстрее вписываться в круги единомышленников.
  4. В чём заключается роль ученика? Ответьте на вопросы: Зачем вам учиться? Чему учиться? Как учиться?
    - Роль ученика заключается в умении заказать свое обучение, правильно его организовать и регулярно получать рабочие продукты. Мне учиться нужно для того, чтобы всегда быть востребованным специалистом и повысить шансы на интересную и оригинальную жизнь в соответстствии со своими природными склонностями и талантами. Для меня учеба - это возможность вырваться из провинциального городка на Урале и кардинально изменить свою жизнь к лучшему. По роду своей деятельности, мне приходится конкурировать с людьми, получившими образование в топовых университетах РФ и мира. Это люди, для которых свободное владение несколькими иностранными языками - норма заложенная с детства. Раньше, я комплексовал когда встречался с такими людьми. Теперь я спокойно общаюсь с ними и веду дела, ведь я знаю, что те знания которые я получаю в ШСМ помогают мне быть как минимум на одном уровне с такими людьми.
    Чему же мне нужно учиться? Я для себя выделил обучение, как совокупность природных талантов, особенностей характера, интересов и текущих мировых трендов. Мне с детства интересны иностранные языки, новые технологии и бизнес. Сейчас я выстраиваю свой вектор образования исходя из этого.
    Как учиться? На лето 2022 года, приоритетным для меня образовательным проектом является курс "системное саморазвитие". Я считаю его базой, фундаментом, на котором в будущем я буду строить каркас своей образовательной системы. Теперь во время обучения, я осознанно выделяю теорию и технологию+изучаю лексику.
  5. Можно ли сказать, что вас учит компания Мерседес?
    - Я думаю что все зависит от того, хочу ли я, чтобы меня учила компания мерседес. У меня нет интереса к автомобилям, я не припомню случая чтобы я сталкивался с "обучающей" рекламой мерседес. Поэтому в конкретно моем случае - нет.
  6. Что такое жизненное мастерство? Почему важно знать модель жизненного мастерства, чтобы осознанно учиться? Какие вы знаете альтернативные модели?
    - Жизненное мастерство - это способность преодолевать трудности, жить счастливую и интересную жизнь, создавая системы любой сложности при любых условиях. Это умение всегда быть актуальным и вписанным в окружающие системы.
    Важно знать модель жизненного мастерства чтобы осознанно прорабатывать ту часть, которая необходима на каком-то конкретном этапе жизни.
    Жизненное мастерство состоит из мастерства собранности, мыслительного мастерства и прикладного мастерства. Методы саморазвития отличаются между собой.
    Альтернативных моделей не знаю.
  7. Что такое мастерство собранности, зачем оно и как его развивать?
    - Мастерство собранности это ментальная и физическая готовность к действию. Без мастерства собранности очень сложно изучать мыслительное мастерство. Без мастерства собранности в жизни человека постоянно присутствует страх, неуверенность в себе, отсутствие контроля над ситуацией. Ощущение что жизнь не на 20% а на все 80% определяется какими-то внешними факторами, а человек вообще не способен ни на что влиять. Развитие мастерства собранности критически необходимо любому деятелю вне зависимо от рода деятельности и масштаба личности.
  8. Что такое мыслительное мастерство и почему без него сложно быстро учиться и переучиваться?
    - Мыслительное мастерство состоит из методологического мастерства и ролевого кругозора. Мыслительное мастерство позволяет быстро обучаться, быстро переводить проблемы в задачи и моделировать несколько возможных вариантов решения. Без него сложно учиться потому что сложно составить собственный образовательный вектор и понять зачем вообще все это нужно.
  9. Каким трансдисциплинам советует обучаться ШСМ и почему STEM устарел?
    - ШСМ считает что STEM не успевает за скоростями 21 века и взамен предлагает следующие трансдисциплины: онтологика, системное мышление, праксеология (экономика), вычислительное мышление, этика.
  10. Что такое прикладное мастерство и как его развивать? Каким вы обладаете прикладным мастерством
    - Прикладное мастерство это способность создавать рабочие продукты. Это то, за что в нашем мире платят деньги. Прикладное мастерство развивается путем применения мыслительного мастерства и осознанного движения по спектру формальности мышления. Я обладаю прикладным мастерством английского и китайского языков.
  11. Для чего нужны три модели обучения, приведенные в данной главе? Что можно обсуждать по каждой из них?
    - Модель 1: квадрант компетентности
    Согласной этой модели, наше компетентности находятся в одном из четерых квадрантов: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.
    По этой модели можно обсуждать на каком уровне я сейчас нахожусь и что нужно предпринять для перехода на следующий уровень.
    Модель 2: спектр формальности мышления
    Спектр формальности мышления основан на модели Канеманна из книги"думай медленно решай быстро". Согласно этой модели, слева находится животное мышление, справа находится машинное мышление. Между ними (слева направо) находятся интуитивное мышление, обычное мышление, формальное мышление.
    У меня два инсайта по поводу этой модели: 1. это то, что многие люди умеют пользоваться и постоянно пребывают только в одном спектре. Я сам для себя замечал такую проблему - не умение осознанно двигаться по спектру формальности мышления. Инсайт 2: это то, чтот для обучения мы двигаемся из правого (медленного) раздела в левый (бытрый). То есть по сути обучение - это процесс движения от медленного мышления к быстрому. Однако есть и обратный процесс, о котором я не особо задумывался. Это движение от левого спектра к правому. То есть формализация деятельности (описание). Когда нам нужно осознанно улучшить ту или иную привычку или практику, мы можем формально ее описать и улучшить.
    Модель 3: постановка привычки: Надо или любопытно: когда из внешнего мира мы постоянно замечаем одни и те же сигналы и они с нами резонируют. Хочется попробовать. Это этап мотивации. Этап два относится к тестированию и тренировке. Когда имеет место быть накопительный эффект. Здесь я постоянно сливаюсь. Заряд мотивации пропадает, а положительного подкрепления нет. Поэтому очень важно здесь отслеживать положительное подкрепление и отслеживать инвестиционное время. Этап 3 это "хочу". Когда уже понимаешь что хорошо получается, есть постоянная положительная обратная связь. Постоянно присутствует поток. Этап 4 "не могу не". Когда привычка уже стала частью личности и без нее сложно себя представить. Здесь важно уметь переключаться между ролями и не ловить поток только от одной деятельности.
  12. Что такое осознанное управление временем? Чем отличается инвестирование времени от осознанного времяпрепровождения и времени продления жизни? Может ли время досуга быть инвестиционным временем?
    - Осознанное управление временем это когда ты умеешь переводить время из абстрактного мира в физический. Когда ты осознаешь что существуют разные типы времени: инвестиционное, осознанное времяпрепровождение, продление жизни. Инвестиционное время это когда мы вкладываем время в повышении уровня нашего жизненного мастерства. Осознанное времяпрепровождение - это потоковые хобби или осознанно проведенное время с близкими. Продление жизни - это время направленное на увеличение продолжительности жизни и укреплению здоровья. Время досуга может быть инвестиционным временем. Например я вкладываю время повышение мастерства игры на гитаре. От этого растет мой уровень мастерства, соответственно это инвестиционное время.
    13. В чем суть принципа отрицательной полезности труда? Какие три фактора помогают человеку принимать решение о том, чтобы посвятить время и другие ресурсы будущему?
    Суть отрицательной полезности труда в том, что при прочих равных человек предпочтет досуг труду.
    Я запомнил 4 фактора:
  • Будущие результаты намного превосходят текущие неудовлетворенности
  • Деятельность соответствует текущему уровню жизненного мастерства
  • Есть четко сформулированные действия по достижению целевой системы (работы нарезаны максимально мелко).
  • Есть сильная личная неудовлетворенность (например пережитая нужда, которая заставляет двигаться к целям не смотря ни на что)
  1. Чем активный досуг отличается от пассивного? Приведите примеры активного и пассивного досуга из своей жизни.
    Активный досуг позволяет натренировать чувство потока и потом переносить его в рабочую деятельность. Активный досуг от пассивного отличается тем, что в нем больше потоковых переживаний и то что в потоковой деятельности можно бесконечно совершенствоваться.
  2. Какой у вас цикл работа-досуг? Как данный цикл влияет на качество вашей жизни?
    Мой цикл работа-досуг выглядит следующим образом: Я стараюсь закончить всю работу до 19:00, а потом уделяю время хобби. Раз в неделю я устраиваю себе полный выходной и выбираюсь на какое-нибудь культурное мероприятие или пробую какую-то новую активность.