Приступил к изучению данного раздела главы с сильным скепсисом, поскольку считал, что имею полный ответ на то, как ставить новую привычку - просто уделять этой деятельности внимание. Вместе с тем, я имею за плечами довольно большую практику наработки нежелательных привычек, и такую же обширную практику начинания и бросания приобретения полезных привычек - парировал я сам себе. Поэтому решил разобраться с тем, что не работает именно у меня, на примере модели.
В предложенной авторами модели есть 4 этапа наработки привычки: "надо или любопытно" (1), "могу" (2), "хочу" (3) и "не могу не" (4). Я отследил многие свои начинания и обнаружил, что благодаря широкому кругозору у меня довольно часто появляется желание попробовать "что нибудь новое и интересное" - согласно модели это этап 1. При этом выбирая какую либо деятельность я пропускаю этап подготовки и НЕ делаю, как я сейчас вижу, сразу несколько важных вещей:
- НЕ оцениваю свой текущий уровень собранности и мастерства,
- НЕ планирую время, которое буду инвестировать в наработку практики (выработку привычки до первых положительных результатов) и что интересно, я:
- НЕ планирую собственно целей и результатов в этой практике.
Таким образом, как я вижу сейчас, я перехожу на следующий этап - "могу" не обеспеченный ресурсами (в виде выделенного бюджета времени) и без четкого целеполагание (которое дает ответ на вопрос "для чего" и помогает определить достижимые цели в процессе наработки практики. В том числе - для получения положительного подкрепления по их достижению.
Уже на этом этапе рассмотрения модели, я получил для себя ответ на вопрос о том, почему раньше не получалось выработать нужную привычку. Я просто не разбирался в методе, подходя к вопросу интуитивно, на базе простой мыслительной схемы (шаблона) - для выработки привычки нужна сильная воля. А раз у меня что то не получается - значит сила воли не достаточно сильная))
Помимо ответа на вопрос, я также получил и решение: планируя теперь освоение новой практики я: а) бронирую в календаре время, оценочно требуемое для получения результатов и б) планирую эти результаты и в) создаю себе в помощь внешние стимулы.
Это позволит мне получить какой то ощутимый уровень квалификации, начать получать удовольствие от практики и дойти до этапа 3 "Хочу", где практика становится частью жизни. После которого возможен этап "Не могу не". Подытоживая, хочу отметить приложение данной модели к собственной жизни позволило мне ответить на более глобальный вопрос - почему я не так эффективен в некоторых областях жизни, как мне хотелось бы? Ответ простой - я не определяю целеполагание и не инвестирую время в эти области. И не использую нужные модели.