Повторение гл.2 "Системное саморазвитие"

Принцип: ответил на вопросы, значит прочел главу.

1 Что такое осознанное обучение, чем оно отличается от неосознанного? Почему невозможно учиться системному мышлению исподволь или в игровой форме? Осознанное обучение значит встать в роль ученика и изучать дисциплину и технологию. Дисциплина это знания , а технология помогает получить рабочий продукт. Человек не может постоянно управлять своим вниманием, есть возможность встать в роль ученика и управлять вниманием в конкретный отрезок времени. Игровая форма обучения применяется для обучения детей. Системное мышление сложная трансдисциплина, для освоения которой нужно: инвестировать время и управлеть вниманием. Игровая форма обучения не позволяет освоить сложные понятия и технологии.

2 Почему любой человек пользуется в повседневной жизни вперемешку научными и ненаучными картинами мира?На человека оказывает влияние социальная среда . Окружение , образование, культура, соцсети , подписки это все социальная среда. Среда формирует картины мира: научные, изучаем теория и методы, и ненаучные . Также социальная среда формирует потребности человека. Не существует одной универсальной картины мира, потому один предмет могут описывать разные теории . Коммуникации подразумевает обмен теориями . Для того что бы понять ненаучные картины мира не нужно изучать сложные теории и технологии , достаточно обмениваться простыми картинками мира. Модель спектр формального мышления помогает поддерживать коммуникации и использовать быстрое, интуитивное мышление, или медленное, энергозатратное мышление. Для изучения медленного мышления требуется инвестировать время и управлять вниманием. Медленное мышление помогает в освоении современных научных картин мира.

3 Как образование помогает управлять своей социальной средой?При рождении человек приобретает рефлексы, далее в течении жизни через обучение, приобретает привычки, которые становятся автоматизмами и управляют человеком. Обучение происходит постоянно , разница в том что образовываться можно осознанно или неосознанно, когда тебя обучает социальная среда. От ролей и их интересов зависит то какие картины закладываются в голову и то как будет применять знания "обучаемый". Предсказательная способность научных картин выше чем ненаучных. Научные картины состоят из теорий и технологий, которые помогают получить рабочий продукт. Образование помогает ответить на вопросы : зачем, чему и как учиться . Изучение научных картин мира, трансдисциплин помогает стать деятелем . Деятель способен сформировать личную образовательную траекторию , различать картины мира и устранять те которые навязывает общество. Деятель создает системы и смотрить на мир как на систему. Деятель управляет вниманием и своими интересами , выбирает качественную литературу, и потребности которые нужно решить . Деятель выбирает проекты и команды с которыми развивается. Так деятель формирует социальную среду вокруг себя, управляет своими интересами и неудовлетворенностями.

4 В чём заключается роль ученика? Ответьте на вопросы: Зачем вам учиться? Чему учиться? Как учиться?Зачем из предпринимательской области интересов, увидеть возможности и создавать успешные системы, сформировать окружение . Главная система - Деятель , построить счастливую и успешную жизнь. Чему учиться относится к инженерной области интересов. Нужно учиться жизненному мастерству, которое разделили на три части: мастерство собранности, мыслительное мастерство, прикладное мастерство. Учим знания и практики. Под знаниями подразумеваю трансдисципоины, дисциплины и теории . Практики это дисциплины и технолологии, помогают получить рабочий продукт. Как учиться : менеджерская область интересов, чтобы учиться нужны модели обучения: Модель квадрант компетенций, постановка привычки , спектр формального мышления . Роль ученика заключается в осознанном управлении вниманием и временем. Постоянно управлять вниманием сложно , поэтому управлять вниманием в интервалах обучения - ОК. Для того что бы управлять временем при длительном обучении или в сложных проектах, нужно убрать отрицательную полезность труда. Управлять временем значит инвестировать его в освоение жизненного мастерства , в досуг и продление жизни.

5 Можно ли сказать, что вас учит компания Мерседес? Да, социальная среда, в которую входит компания, доносит до потенциальных покупателей, которые после приобретения автомобиля станут пользователями, картинки мира о полезности автомобиля , его преимуществах и необходимости приобретения. Картинки мира транслируют отделы рекламы и пропаганды на уровне государств.

6 Что такое жизненное мастерство? Почему важно знать модель жизненного мастерства, чтобы осознанно учиться? Жизненное мастерство это навык с помощью которого можно быть счастливым и добиться успеха, создавать успешные системы, профессионально играть нужные роли и управлять собой . Цитата о важности жизненного мастерства: тот кто не управляет собой тем управляют другие. Нужна модель для "обучения жизненному мастерству". Без модели сложно создать успешную систему, в данном случае систему обладающий мастерством деятель. Жизненное мастерство разделяем на : мыслительное мастерство, мастерство собранности, прикладное мастерство. Мастерство собранности или собрать мозги и тело в кучу и выполнить практику. Мыслительное мастерство отвечает за выбор того чем заняться с учетом личной этики. Прикладное мастерство то за что платят деньги. Мастерство это модель и его можно нарезать по другому или применить другую модель. Например нарезать на hard и soft skills, где hard отвечает за понятный объективный мир и точные дисциплины, а soft skills за субъективный мир и коммуникации.

7 Что такое мастерство собранности, зачем оно и как его развивать?Мастерство собранности : собранность означает связать мозги и тело в нужный момент и совершить действие. Например собраться и выполнить домашку до 7.06.22 . К собранности относят управление эмоциями, дисциплина, стрессоустойчивость и подготовленное к нагрузкам тело тело , например собраться и… убежать от гопников. С нулевой собранностью обучиться прикладному мастерству и получить рабочий продукт будет равняться нулю.

8 Что такое мыслительное мастерство и почему без него сложно быстро учиться и переучиваться? Мыслительное мастерство -способность разобраться в сложной ситуации и найти решение. Мыслительное мастерство это тоже модель, помогает : 1 понять ситуацию , описать задачу, описать рабочий продукт. Выделяем роли которые участвуют в рассмотрении ситуации. 2 переводим проблему в задачу.Системное мышление и ОИК помогают перевести проблему в задачу и найти способ решения, с помощью которого получим рабочий продукт . Мыслительное мастерство из непонятной ситуации помогает найти ответ что и как сделать, как поступить , подобрать и сыграть роль . Прикладное мастерство помогает "сделать".

9 Каким трансдисциплинам советует обучаться ШСМ и почему STEM устарел?STEM (наука, технологии, инженерия и математика). STEM устарел потому что …не обновляется. ШСМ рекомендует освоить трансдисциплины ,из которых состоит интеллект-стек. Мышление осуществляется по трансдисциплинам загруженным в голову. Трансдисциплины или мыслительные практики входят в интеллект-стек , их 17: труд, системное мышление , информатика, логика, онтологика, риторика, экономика, методлология, теория понятий, теория информации, семантика, собранность , понятизация, алгоритмика, этика , эстетика, исследования, вспомнил 11 из 17 :)

10 Что такое прикладное мастерство и как его развивать? Каким вы обладаете прикладным мастерством?Прикладное мастерство заключается в создании рабочего продукта по практике. Например практика сведения создает сведенный трек. За прикладное мастерство платят деньги.

11 Для чего нужны три модели обучения, приведенные в данной главе? Что можно обсуждать по каждой из них?Речь идет о следующих моделях: А Квадрант компетенций : выделяем 4 стадии для описания осознанного обучения. - неосознанная некомпетенция - узнал о том есть такое системное мышление - осознанная некомпетенция - теории которые ранее изучал не дают ответ что такое системное мышление - осознанная компетенция - познакомился с понятиями и принципами системного мышления и технологией (платформа с онлайн курсом ). - неосознанная компетенция - тут мастерство и беглость мышления. Б Спектр формального мышления , модель работы мозга . Состоит из быстрого и медленного мышление , помогает разобраться и донести картины мира . Суть в том чтобы перевести мастерство в автоматизм из правого спектра, где его изучаем, в левый , где используем на автомате или используем привычку.3 постановка привычки: осознанно изучаем мастерство и переводим в автоматизм , с минимальными затратами сил. Важно заметить привычку, те которые вредят заменяем на те которые "помогают". Текущие привычки можно проверить : как влияет на окружающих , наносит вред здоровью или нет , доставляет радость или беспокойство . При таком рассмотрении привычки, применяем принципы системного мышления и учитываем кроме своих интересы окружающих.

12 Что такое осознанное управление временем? Чем отличается инвестирование времени от осознанного времяпрепровождения и времени продления жизни? Может ли время досуга быть инвестиционным временем?Время главный ресурс человека. Время разделяем на время , когда играем проектные роли или работаем, на время досуга и продление жизни. Для того что бы профессионально играть проектные роли нужно инвестировать время в совершенствование жизненного мастерства. Инвестирование в досуг позволяет изучить новое мастерство, расширить кругозор и интересы. Инвестирование времени в продление жизни или здоровье помогает поддерживать тело здоровым, способным выдерживать высокие нагрузки современного мира.

13 В чем суть принципа отрицательной полезности труда? Какие три фактора помогают человеку принимать решение о том, чтобы посвятить время и другие ресурсы будущему? Отрицательная полезность труда термин который ввели экономисты. Два процесса которые рассмотрели с точки зрения результата и полезности. Результатом труда является рабочий продукт, при досуге важен процесс а не результат. Отрицательная полезность труда возникает когда не гарантирован результат и работа принуждает отложить интересы на потом. Например, при изучении 3-х месячного курса нет гарантий получить нужный результат, требуется систематическое инвестирование времени. Нужно ответить на вопросы зачем, чему и как учиться то велика вероятность появления сомнений о полезности обучения и мыслями типа "заменить чем то попроще , доделать дела и отложить на пару месяцев.." .Такие мысли приходили и пару раз откладывал прохождение курса , тогда не знал об отрицательной полезности труда :). Техникой безопасности : осознать что потребности будущего превышают текущие, для устранения которых нужно инвестировать время в образование, досуг и продление жизни , причем сейчас. Выбрать проекты с учетом текущего уровня мастерства. При досуге человек получает удовольствие от процесса, или состояние потока. Чиксентмихайи, ввел понятие поток , при котором человек получает удовольствие или радостные потоковые переживания от деятельности . Суть в том что быть в потоке или получать удовольствие можно как от досуга ток и от труда.

14 Чем активный досуг отличается от пассивного? Приведите примеры активного и пассивного досуга из своей жизни. К активному досугу относятся хобби и увлечения, которые дают радостные потоковые переживания и помогают сбросить напряжение и бесконечно развиваться. Активный досуг развивает ролевое мастерство (переключаться м/у ролями), расширяет кругозор и делает жизнь интересней. Пассивный досуг не подразумевает бесконечного развития и помогает человеку стать потребителем, приводит к депрессии и приему психолога. Примеры активного досуга: бокс, бег, велоспорт (с ним сложнее, потому что" велосипедист" хрупкая система), плаванье, анимация-видеомонтаж-графика-виар, электронная музыка. Примеры пассивного досуга: просмотр сериалов (1-2 в год), просмотр кино (пару в месяц), дегустация вина. 15 Какой у вас цикл работа-досуг? Как данный цикл влияет на качество вашей жизни?С 2020 года поменял привычный ритм, смене помог ковид. 7 часов уделяю работе, 4 часа образованию, 1 час спорт. В зависимости от задачи график меняется при этом есть минимум , например 1час чтение и спорт, сон 8 часов.

за этой подробностью видно, что глава прочитана и понята, Сергей:) Видно даже, что с авторами учебника вы согласны. А что, если они ошибаются? Что если за всеми этими “нужно” и “лучше” неверные модели, а ваше следование им (даже с поправкой на ваши личные предпочтения) заведут не туда, куда ожидалось?