Ответы на вопросы Просвещение 2022+

ШСМ проводит опрос: clck.ru/o2MHF. Я увидел публичный ответ от Org на вопросы и решил последовать его призыву, и тоже сделать свой пост с ответами.

Я начал писать ответы, но всё это навело на размышления и теста стало больше, и тем затронуто стало тоже больше ?.

- Как Вы думаете, что препятствует Вам (Вашим знакомым) получать новые знания?

На мой взгляд ответ может быть развернут на три, как минимум, направления:

  • Зачем могут быть нужными новые знания, если я уже эксперт в чем-то, на чем зарабатываю?
  • Какие еще новые знания могут быть мне нужными?
  • Когда и как вообще мне учиться, если я работаю 8 часов в сутки и дома дела: жена, дети, друзья и заслуженный отдых?

Что препятствует мне:

Вообще, первый раз я задал/придумал себе вопрос «как научиться учиться» еще 15 лет назад. В ШСМ я узнал о многих новых для себя практиках, которые мне сильно пригодились бы, конечно, в те далекие времена. А вопросы зачем и что изучать у меня много лет не стоят.

На сегодня моим препятствием является только недостаточная наработка опыта в применении практик роли ученика.

Мне сложно не только себя собирать в кучку, но и уговорить себя, и выбирать, что изучать/практиковать в конкретный момент времени, а что отложить на потом. Т.к. целей и интересов в моей жизни огромное количество.

Кстати, в этом я убедился и ясно увидел, когда сформировал основу своего ГТД. Сильная штука. Запустил пока применение ГТД скорее в тестовом режиме, использую максимум на 25% потенциала.

Я пробую делать себе разные графики, как-то веду кучку личных проектов. Понимаю, что скорее всего где-то «изобретаю велосипед», но и изучать по каждой теме новую еще какую-то технологию – это тоже проблематично, не хватает ресурсов. Ведь Дела еще нужно делать, и часть из них не могут ждать. Плюс никто же не отменяет работу, домашних и т.д., времени свободного и так в обрез.

У меня в разнообразных направлениях есть разный уровень погружения, начаты изучения и практики, но по разным причинам они приостанавливаются, потом снова продолжаются. Например, из-за переключения на что-то еще новое найденное, которое тоже очень интересное, или на что-то, что прямо сейчас сильно важное, оказывается… и т.п.

Если представить зрительно, это выглядит так, будто я смотрю сверху на пару десятков ж/д составов, которые двигаются вперед и находятся на разных частях маршрута по пути к своим конечным станциям.

Правда, сейчас через ГТД я хоть как-то начал всё это видеть в объеме, структурировать и распределять, и чуть лучше оценивать свои ресурсы.

Что на мой взгляд препятствует моим знакомым

Первых два вопроса для них скорее всего наиболее важные, - «что нового так важно и зачем изучать».

Наверно для такого случая идеально было бы иметь краткое, специальным образом подготовленное мета описание, чтобы на этой основе можно было бы подготовить самостоятельно слушателю своё описание системного подхода с его привлекательностью и т.п. Как шаблон.

Мне непросто, рассказывая моим знакомым что-то о системном подходе, давать достойные, по их мнению, примеры его применения. Неважно, что я рассказываю, это выглядит для них: «ну, там просто совпало», «а что в этом нового, это и так понятно», «у меня и так всё работает», «а мне то это зачем?» и т.п.

Я понимаю, что когда я знаю объем теоретической базы системного подхода, когда я проговариваю свои описания, я имею в виду много больше, чем то, что из этого слушателю удается воспринять. Ведь для него эти слова имеют своё значение, близкое к бытовому уровню. А отсылать «учи матчасть, ты просто не понимаешь» - это так не работает ?. Да и уговаривать особого желания вроде нет. Не хочешь – не собираюсь навязывать.

И да, я пробовал давать ссылки на видеоролики ШСМ про системный подход. Заканчивается это стандартно – «нет, еще не посмотрел». Потом я перестаю спрашивать и понимаю, что тема там закрылась/растворилась… Чаще хотят услышать личный опыт, но понять его им сложно. И еще есть один вид ответов: «я посмотрю, как ты это внедришь на своей работе через год-два, и потом подумаю, надо ли мне с этим знакомиться».

Среди тех, кому я рассказывал, есть те, кто даже видит или слышит, как я работаю, что-то с кем-то обсуждаю, как участвую на совещаниях. И я понимаю, как это выглядит со стороны: что-то там я разрулил, да, но вот из-за каких слов / аргументов это именно произошло, на основе чего были мной придуманы и заданы верные вопросы, попавшие в точное место, - это все равно остается не очевидным. «Да, случайно, совпало у тебя ...».

Далее.

А если знакомые «зажглись» темой, выслушали описания, заинтересовались – «где, что почитать/посмотреть?», - но они ведь еще со следующим препятствием столкнутся! И оно уже намного серьезнее.

Оказывается, придется менять life-style. Оп-па. Вот тут уже засада по серьезнее.

Блин, придется же преодолевать свои детерминанты, а иногда и закостенелость сознания. А это уже серьезная работа над собой…

Да и вообще, это подразумевает, что у человека должно быть достаточно принятых им аргументов, из-за которых ему или хочется уже самому, или придется развиваться, меняться, двигаться в этом векторе.

И тут, конечно, лобовая аргументация не работает. Для большинства аргументы типа «завтра уже будет поздно», «4-й технологический уклад …», «новые технологии лавинообразно …» - как в том юморе: «Беседа инопланетян: - Папа, а правда, что на планете Земля живут человеки? - Нет, сынок, это фантастика».

Кроме того, ими обнаруживается, что современные качественные новые знания и наработка на их основе новых навыков – это тоже теперь уже не легкая прогулка! Возможно раньше и удавалось проще освоить что-то новое. Почитал книжки, прошел курсы/тренинги…

Мне, на примере своего обучения в ШСМ, теперь предельно ясно, что такое зубодробильная трансдисциплина, - ярости было много на курсе, с которого я начал – «Системное мышление» ?.

И вот если я еще и расскажу, с какими сложностями столкнулся, и что есть отдельный специальный курс – Системное саморазвитие, который помогает освоить практики для того, чтобы еще и ПОЛУЧИЛОСЬ всему этому научиться ?… Не сложно представить себе реакцию давно отвыкшего от учебы эксперта в какой-то области…

У некоторых есть еще уверенность в достаточности уровня экспертности в своем деле.

В их мировоззрении реальность пока подтверждает, что имеющегося опыта им хватает. Конечно, они сталкиваются с «какими-то там» новыми технологиями, с необходимостью в чем-то новом разобраться, что-то делать как-то по-новому. Но пока всё терпимо, зарплату платят, и как бы: «да, видали мы их … было уже похожее», «внедряли помнится всякое, толку там мало было», «да всё это просто распил бюджета, я уверен» …

И если вдруг какой-то проект завалился и его отобрали - «А это просо из-за того, что Заказчик постоянно меняет исходные данные!» - они ничего удивительного в произошедшем для себя не видят. В их мире на такую работу действительно снова нужно … месяцев потратить, - «Это же логично, исходная информация изменилась! Никто быстрее не переделает!». А заявление Заказчика – «вы не справились, отдам проект другим», не воспринимается, как действительно адекватное в современном мире, а воспринимается скорее так, что это просто такой Заказчик – «фантаст» …

А между тем мир продолжает меняться и многие не очевидные реалии становятся постепенно всё более явно другими, много более жесткая конкуренция уже нарастает. И банально, многие старые методы просто больше не работают… И есть какие-то странные конкуренты, которым как-то удается со всем этим справляться! «Ну, наверняка это только отчеты и статьи в журналах у них красивые такие, и на самом деле наверняка там всё плохо, как у всех».

Мозг всё рационализирует и аккуратно выдаст обоснования с красивыми объяснениями/аргументами в защиту своих позиций… Люди точно не воспринимают на свой счет, что пора что-то в своих практиках радикально обновлять, обновлять и методологию, и технологии.

- Какие возможности перед Вами открылись, если бы Вы были чуточку образованнее? Почему?

Вот в это «чуточку образованнее» хочется включить освоение системного менеджмента и стратегирования - теории и практики, с наработкой всех навыков, как вишенкой на торте, после освоения предыдущих курсов. Я учусь с той скоростью, с которой мне пока удается, 3-й год. Много уже освоено и я уже обрел очень много. Осталось довести начатое до конца.

Действительно, всё это открыло мне новые возможности.

20 лет развития узкоспециализированных навыков сделало меня экспертом в своей сфере, и даже есть опыт преподавания в университете этой прикладной дисциплины.

Но тот опыт точно не дал бы мне перспектив, которые сейчас разворачиваются.

Знание и видение в объеме своей организации и тех сложных многоуровневых процессов, которые в ней реализовываются в их динамике, - это нечто совсем другое. Это 3D взгляд на процессы, изменяющиеся во времени, взаимодействующих друг с другом, разных систем организации. Способность всё это наблюдать, мысленно этим манипулировать, легко думать об этом объемном, описывать правильно это, обсуждать это, выхватывать из общего фона огромного объема информации важные константы, аккуратно их преподносить, и вообще учиться отслеживать их изменения на их жизненных циклах…

Всё это очень заряжает, восхищает своей какой-то гениальной простотой несмотря на всю сложность.

Неужели я с этим видением и с этими способностями не найду самореализацию в Компании, где работаю, на новой, более интересной и прибыльной для меня должности?  Я просто продолжу решать задачи, поставленные руководством, но так, как я теперь это умею. Дальше стратегирование покажет карьерный путь.

- Можно ли за счет образования сделать мир лучше или нужно что-то другое? Или человечество обречено?

Я уверен, что образование, именно правильное образование, значительно влияет на то, чтобы мир стал лучше. Это часть из многого того, что нужно делать.

И без идеологии всё то, что будет создано на основе хорошего образования, может быть применено наоборот, не на пользу миру, а во вред ему. Хорошее образование чем-то близко по всей характеристике к технологиям двойного назначения…

И тогда нужно еще определить, что будет правильным содержимым для хорошего образования в контексте задачи, чтобы сделать мир лучше. Что тогда еще в нем должно закладываться, кроме всего многого того, что тоже нужно… А это удастся сделать только на основах разработанной качественной новой светской философии.

Я не считаю, что человечество обречено. Во все времена были, есть и будут те, кто держит верные необходимые для лучшего развития человеческой цивилизации принципы, и тащит, в основном незаметно для окружающих, нагрузку, и вывозит «вот это вот всё».

И эти люди чаще не известны миру, но они есть и будут. И работу свою они делают, и серьезно влияют на мир. И это работает на то, чтобы мир все же становился лучше, в каком бы текущем состоянии он не был.

- Что бы Вас мотивировало получать высшее образование регулярно, например, каждые 7−10 лет? Если ничего, то напишите, пжл, почему Вам не нужно обновлять высшее образование?

Возможность учиться видеть новое, узнавать новое, уметь замысливать, создавать и потом управлять всё более сложным новым в мире.

Чтобы интересно и полновесно жить свою жизнь.

Салават, огромное спасибо вам за пост! И инициатору Org, уже можно сказать флешмоба, тоже не меньшее спасибо!!!

Отлично всё написали. Я очень рад, что вы продолжаете учиться и, главное, применяете изученное в работе. У нас тоже не всё получается, и даже много не получается. Вернее, получается слишком медленно. Но мы это все равно идём вперёд, потому что получаем удовольствие от того, что делаем. Хотя это сложно, а результаты не всегда те, что ожидаются. Бросать не собираемся))). 

Уверен, что всё у нас с вами получится. Просто по теории вероятности).