Правда — в силе образования?

Разумеется, про “депутатов” и “думы” — всё из малоизученной наукой области “лично я не видел, но люди говорят, в интернетах пишут”... Вот она — пропаганда! Во всей её простоте. И неприглядности.


Давеча читал статью «Почему в бизнесе важно просвещение» (автор — Ц.В. Церенов). Если кратко, то там о том, что необходимо  людей просвещать — “необходимо менять культурные коды и поведение людей”. Чтобы не просто абстрактное “количество добра в мире стало больше”, но чтобы умные и сильные люди, учитывая потребности и интересы других людей, создавали вполне осязаемые полезные вещи. А для этого — людям необходимо постоянно учиться новому, ибо сам мир меняется очень и очень быстро.

  • И просвещение (не пропаганда!) людям в этом может помочь.

И тут мне вспомнилось.

"Эгоистичный мем"

В разговорах с некоторыми из моих знакомых, отвечая на их вопрос: “Ну где ты?” — “Да вот, учусь...”, слышал от них примерно такое. Мол, в жизни выигрывает не “умный”, а “шустрый и сообразительный”. А поэтому “век живи, век учись, дураком помрёшь”. Знакомо Вам, Читатель? — А когда я пытался выяснить у моих знакомых, что же стоит за таким обобщением как “шустрый и сообразительный” — ну, вопросы там задавал... в детали погружался, примеры просил привести, — то, как правило, выяснялось следующее.

Сомнительное умение “отжать и урвать” рассматривалось ими как житейская доблесть. Примеры приводились, что называется, начиная с соседских мужиков и до “депутаты думы”.

  • Разумеется, про “депутатов” и “думы” — всё из малоизученной наукой области “лично я не видел, но люди говорят, в интернетах пишут”... Вот она — пропаганда! Во всей её простоте. И неприглядности.

На мой вопрос: “А  сам-то ты, это правильным  считаешь?” — Ответом мне было молчание и понурый взгляд... И только один ответил: “А на фига?! Меня ж посудють! Или прибьють где-нить в подворотне!”

Улыбнулся я тогда: “Смотри-ка, — говорю, — шустро ты сообразил!” Заулыбался в ответ мой визави. На том и расстались. А мне вспомнилось из “Брата 2”:

«... в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?..  Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней.

Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего, ты сильней стал? Нет - не стал! Потому что правды за тобой нет! А тот, кого обманул, за ним правда. Значит, он сильней.
Да?!»

Но это в кино. А в реальности?

Фантастические "неэгоистичные мемы" где обитают ?..

А в реальности — эту киношную “правду” ещё узрить надо. Да и сама позиция героя фильма в исполнении талантливейшего Сергея Бодрова-младшего — отнюдь не так линейна, как может показаться...

Но что точно знаю, — так это что в долгосрочной перспективе выигрывает тот, кто способен свои ходы наперёд продумывать, да возможные неблагоприятные исходы просчитывать. Чтобы неудач поменьше, а системных шагов — побольше. А для этого, как ни крути, ум-интеллект нужóн. Или, как в ШСМ говорят, “необходимо развивать мыслительное мастерство”. Вот и получается, что “шустрый и сообразительный” — это тот, у кого интеллект развит. Это тот, кто владеет мыслительным мастерством чуть лучше, чем все остальные. И совсем не “про обхитрить и отжать”, да? Умный — он и шустрый, и сообразительный. А ещё — он просчитывает долгосрочные риски и умеет работать с многочисленными интересами.

… А какие Вам, Читатель, известны другие предубеждения, с помощью которых люди оправдывают своё нежелание обучаться новому? Усталость? “Не до жиру, быть бы живу” — типа “у меня денег едва на прокорм хватает”? Что ещё лично Вам приходилось слышать? Какие аргументы против самообразования приводили Ваши знакомые?

Пожалуйста, оставьте Ваш ответ в комментарии к посту. А если не желаете “светиться в комментах”, то в этой Google-форме Вы сможете ответить анонимно.

Заранее благодарен за Ваши ответы.

Адват, спасибо за интересный пост!
В целом, класс стратегий “отжать и урвать” существует, и применяют ее, конечно, исполнители самых разных проектных ролей. Проблема ее в том, что она способна приносить хорошие “барыши” (да, в рамках этого класса это именно “барыши”), но чем дальше – тем сложнее, да еще и готовность этим заниматься достаточно долго может весьма утомлять тех, кто не имеет специфических “рваческих” ментальных моделей (а многие все-таки скорее их не имеют). Зато на старте можно быстренько “урвать” с минимальными усилиями, да (но вопрос, как всегда, в долгосрочной цене этого удовольствия).
Но есть и другой класс стратегий, “долгосрочная ценность” называется. Этот класс сложнее именно на старте: нужно инвестировать достаточно времени в создание долгосрочной ценности (плюс минимизировать ошибки, используя интеллект, плюс дообучаться, плюс воздерживаться от соблазна переключиться на первый класс стратегий). Но начиная с какой-то временной шкалы / момента этот класс стратегий начинает обгонять первый по результатам: потому что он более этичен (учитывает больше интересов), не заставляет поступать против совести. Сложность именно в старте + слабого просвещения относительно принципиальной возможности прибегать к такому классу. Просвещения тех, кто именно что отказался от первого класса, но второй попросту не видит, хотя тянет к нему. Людей с таким классом стратегий должно быть больше, чему и стараемся способствовать в ШСМ)

1 лайк