‘Метанойя’ ещё не случилася…

Сижу такой. Во рту неприятный привкус “неправильного бутерброда”, слуховые галлюцинации вещают голосом Олега Табакова: “Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее получится”. Да, — думаю себе, — видать, не случилася в ентот раз со мной ‘метанойя’, — «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь!..»


или

«Советская власть есть коммунизм минус электрификация всей страны»

«… Была в меня когда-то влюблена
Красавица — лишь на обёртке мыла
Живут такие девушки, — она…» * —

Дисциплина

В разделе «Что значит ‘применить системное мышление’?»  уже было упоминание о понятии [[практик]]а (см. главу 1 онлайн-курса «Введение в системное мышление 2022» («ВСМ 2022»)). Там речь шла о беглости владения понятийным минимумом системного мышления. Основной тезис раздела таков: если заявил о том, что применяешь системный подход, то будь любезен продемонстрировать и в своей деятельности то, как сам пользуешь понятийный минимум системного мышления. Да так продемонстрировать, чтобы и другие (сопричастные) могли увидеть/услышать/осязать и понять — да, этот чел действительно понимает обо что говорит. Так вот, в том разделе была диаграмма, на которой белом по синему написано: «Практика = дисциплина + технология». 

Эту формулу я понял так: сущность ‘практика’ состоит из двух сущностей-понятий — это [[дициплин]]а и  [[технолог]]ия.  Т.е., если одну какую-либо сущность убрать или подменить, то формула работать не будет: «Практика не равно дисциплина», «Практика не равно технология». С этим я разобрался. Это мне понятно. 

Далее решил освежить: что же такое по версии онлайн-курса «ВСМ 2022» понятие (сущность) ‘дисциплина’? — Через внутренний поиск (хвала создателям курса!) подсказка последовала сразу: «модель=теория=дисциплина». Т.е. одно из описаний ‘дисциплины’ — это некий набор абстракций, который призван объяснить не весь-весь мир, а только несколько отдельных кусочков огромного мира. Иначе говоря, ‘дисциплину’ в некоторых коннотациях можно рассматривать как ‘ограниченное в объёме [[объяснен]]ие чего-то-там’.
Решил себя перепроверить: отправился искать по курсу в «ВСМ 2022» контексты, в которых упоминается [[дициплин]]а. Нашёл несколько примеров словоупотребления. Так, удалось выявить, что слово «дисциплина» используется для объяснения слова «трансдисциплина» — в разделе показано, что системное мышление следует рассматривать в двух ипостасях, одна из которых —

‘‘... трансдисциплина, которая помогает работать с многочисленными интересами. Тут уместно заметить, что название «Системное мышление» аналогично таким названиям трансдисциплин как «Математика» или «Физика». По каждой трансдисциплине есть учебник. Например, Анатолий Левенчук написал учебник «Системное мышление», а вы читаете учебник «Введение в системное мышление» <…> Мы считаем, что любое мышление ставится за счет изучения определенных понятий и теорий, которые применяются в реальной жизни…’’

Другой пример:

‘‘... Каждое заинтересованное лицо руководствуется своими картинами мира, теориями, моделями и дисциплинами. Все эти теории не только определяют взгляд человека на мир, но и помогают описать соответствующий интерес в виде документов. Например, к системе предприятие есть интерес – «налоги». Существуют теории бухгалтерского и налогового учета, которые создают соответствующие описания данного интереса…’’

Ага, в этом примере уточняется: слово «дисциплина» указывает не просто на ‘ограниченное объяснение’, но и на [[ролев. интерес]], и на физическое воплощение такого рода ‘ограниченного объяснения’— на [[документ]]ацию.

Далее, в разделе «‘Роль‘ и ‘Практика‘» (глава 2 «ВСМ 2022), подчёркивается важность связи [[проектн. рол]]ей и [[практик]]и. Вместе с тем, уточняется и понятие [[объяснен]]ие — не просто ‘ограниченное объяснение’, но ‘формальное описание действий’:

‘‘... Когда мы рассматриваем проектные роли, то обязательно связываем их с практиками. <…> Нам нужно данное понятие, чтобы говорить о формальном описании действий проектных ролей. Проектные роли действуют по практикам, у каждой роли есть множество практик, с помощью которых создаются рабочие продукты…’’

Что ж, сейчас я могу объяснить так: [[дициплин]]а — это такое объяснение, которое  описывает действия, которые необходимо осуществить определённой  проектной роли с тем, чтобы удовлетворить свои интересы по изменению какой-либо части мира.  Короче говоря, в моей картине мира это называется «правила игры». А вот сами действия, которые идут по «правилам» (ага, «правильные действия»)  тогда и только тогда  будут [[практик]]ами,  когда:     

  • а) проектная роль  исполняет все те действия, которые предписаны  дисциплиной (необходимое условие);
  • б) проектная роль, действуя для достижения своих ролевых интересов по изменению кусочка мира, владеет и применяет по назначению те инструменты, которые явно указаны в дисциплине (достаточное условие).  

Например, у студента «#сиВСМ 2022» (роль) есть интерес создать рабочий продукт — в рамках еженедельного домашнего задания опубликовать пост в блоге ШСМ. 

Для этого, в помощь нашему студенту, преподаватель ШСМ (другая роль) даёт описание (дисциплину) в форме поста в блоге ШСМ (электронный документ), поименованный как «Шаблон 5-абзацного поста». 

Чтобы студент продемонстрировал практику «публикация еженедельного поста в блоге ШСМ», кроме всего прочего, студенту следует не только прочитать пост Ц.В. Церенова (знать дисциплину), но и владеть «русским языком» — например, в рамках учебника «Русский язык для 5-го класса средней школы» (дисциплина!). А ещё — знать на какие клавиши тыкать (например, все эти описания про «десятипальцевый набор с клавиатуры вслепую» — дисциплина!), а ещё… дисциплины можно перечислять и перечислять. Знание дисциплин — это необходимое условие для овладения практикой. А достаточное — это когда и дисциплина изучена, и

Технология

и [[технолог]]ия натренирована.

В разделе «Практика – это дисциплина и технологии» (глава 10 «ВСМ 2022») даются очень чёткие объяснения о различиях ‘дисциплины’ и ‘технологии’:

‘‘... Дисциплина изучается или «кладётся» в голову, а технология дополнительно осваивается или тренируется в использовании. Технология в отличие от дисциплины представлена в физическом мире[129 - Дисциплина – это объект ментального пространства, но она может быть описана на каком-то физическом носителе..] Технология – это устройство или объект, которое помогает человеку создавать рабочий продукт. <…> Внутри технологии зашита конкретная дисциплина, то есть разработчик должен хорошо знать дисциплину, по которой будет работать разрабатываемая технология…’’

Так вот, возвращаясь к нашему студенту, который  в рамках «#сиВСМ 2022»  обязан еженедельно публиковать пост в блоге ШСМ.

 Без знания грамматики русского языка    у  студента не получится опубликовать еженедельный пост в блоге ШСМ (кстати упомянуть, что «грамматика»  — это дисциплина по отношению к трансдисциплине «русский язык»). Без знаний как «вкл/выкл компьютер»  — не получится создать текст для публикации.  Необходимое условие — «знать как делать». А вот достаточным условием будет — «умело применять». Т.е. демонстрировать «правильное поведение в моменте»:  читать, писать, публиковать. И  включать компьютер так, чтобы он работал (и, при этом, чтоб наш студент умудрялся не получить увечье от удара электротоком) — это уже про владением инструментами. И вот эта демонстрация уверенного владения инструментами-приборами, согласно правилам, описанным в дисциплине  — и есть  [[технолог]]ия. 

Вот оно «Практика = дисциплина + технология»!

Казалось бы на этой мажорной ноте можно было бы и завершить этот пост, но…
Но вот в разделе «Понятие ‘практика’» (глава 10 «ВСМ 2022») понятию ‘практика’ даётся ещё и такое объяснение:

‘‘… В системном мышлении практикаэто деятельность систем создания, которые меняют физический мир [Посредством создания целевых систем] Можно сказать, что проектные роли думают и совершают определенные действия по правилам, и в результате получаются рабочие продукты. Эти правила и называются практиками. Вы уже знаете, что каждой роли всегда соответствуют определенные практики…’’

Упс! Да как же это понимать?! — думаю я себе. — Вроде как усвоил уже себе, что  [[практик]]а — это [[деятель]]ность, что это —  «действия по правилам»  (буквально «правильные действия»). И тут же чиатю, что  [[практик]]а — это и есть сами правила?!! И снова у меня прям какой-та   «парадокс Уробо́роса» получается. Получается, что моя формула «Практика не равно дисциплина», ровно как и формула «Советская власть есть коммунизм минус электрификация всей страны» — неверная?! 

Сё вот. Се мати моя… Приехали? 

Сижу такой. Во рту неприятный привкус “неправильного бутерброда”. Слуховые галлюцинации в моей голове голосом Олега Табакова вещают: “Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть, так вкуснее получится”. Да, — думаю я себе, — видать, не случилася в ентот раз со мною ‘метанойя’, — видать того... «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь!..»

А потому я сечас откладываю курс «Введение в системное мышление 2022». Благо, что подписка «Бесконечное развитие» даёт возможность изучать не один, а множество курсов одновременно. И перехожу к курсам «Практическое системное мышление 2022» и (sic!) к устаревшему онлайн-курсу «Системное мышление 2020».

Чтобы «уточнить за ‘практику’» перехожу. Чтобы разобраться, чтобы в своих же фантазиях-допущениях не утонуть. Ибо здесь сказано:

‘‘… я готов ответить на вопросы. Возможно, не сразу. Обычно, время на ответы у меня находится — если ответы есть. Если ответов нет — я молчу. Это не 'гордыня', это — моя разумная 'самопсихогигиена': я не желаю сболтнуть лишнего, особенно — если сам ещё не до конца разобрался со «своим мнением» по интересующему меня вопросу…’’


... Вот так и ушёл я сам с собою разбираться. Ушёл, чтобы свою ‘метанойю’ повстречать…

27.05.2022 в 04:05 (Мск).
Продолжение, наверное, ещё последует…

___

*) Юрий Домбровский «Чекист». Цитируется по URL.
Дата/время обращения: 27.05.2022 в 02:56 (Мск).

1 лайк