Систематическое чтение как понуждение к разуму

В отличие от мышления письмом систематическое чтение всё ещё находится в процессе вхождения в мою жизнь. Скорее всего, потому, что оно делает сам процесс чтения менее молниеносным и отчасти лишает его очарования быстрого познания. От столь притягательной иллюзии тяжело отказаться.

Впрочем, есть ещё одна сложность психологического характера. Несмотря на то, что в процессе сравнительно медленного систематического чтения -- с заметками, мышлением письмом и пр. -- вроде бы получаешь более прочные и воспроизводимые знания, они не осознаются таковыми. Получаемые знания словно минуют мозг и сразу переходят в записи. Я пока совсем не понимаю, насколько правильно то, что происходит, но впечатления весьма неприятные.

Написанное выше органично сочетается с несомненными плюсами систематического чтения:

  • при чтении появляется привычка думать, как бы я пересказал то, что только что прочитал. В первую очередь это относится к выкидыванию "воды" в таком воображаемом пересказе; информация ужимается и в таком виде лучше понимается;
  • при записывании в голове чаще мелькает похожее на прочитанное или хоть как-то с этим связанное. Это придаёт записям дополнительную глубину и разбирать их намного интереснее. Чаще возникают неожиданные ассоциации и связи;
  • такие пришедшие в голову связи при записывании и последующей обработке часто выглядят спорными -- не выходит заявить "а я так вижу/считаю/думаю" и на этом успокоиться. Приходится или обозначать связи в явном виде (как я писал раньше про требование честности при мышлении письмом), или отбрасывать подобные неподтверждённые измышления. Между прочим, подозрения на наличие связи записывать как раз полезно -- если фиксировать их именно как подозрения. Это поможет потом обдумать их плотнее и серьёзнее;

Главное, что привнесло в мою жизнь систематическое чтение -- ощущение надёжности прочитанного. Если аккуратно соблюдать рецепт, блюдо получается как минимум съедобным. Если соблюдать правила систематичесского чтения, полученные знания будут прочнее -- и неважно, в голове они или в экзокортексе.

Возвращаясь к причинам того, почему систематическое чтение сравнительно медленно входит в мою жизнь, отмечу, что оно тянет за собой необходимость серьёзно работать с прочитанным на протяжении длительного времени. Речь тут не про то, что читать приходится дольше. Скорее, про то, что к заметкам приходится регулярно возвращаться. Не получается так, что медленно и вдумчиво прочитал, записал, обдумал и на этом всё. Приходится поддерживать систему ежедневного перечитывания и дописывания, пока прочитанное не утрясётся в записях так, что ни убавить, ни прибавить. Можно, конечно, и не поддерживать, но потом записанным пользоваться труднее, если вообще возможно.

К слову сказать, сравнительная трудоёмкость систематического чтения вынуждает тщательно выбирать предмет изучения. Речь же идёт не о простом "хорошо бы прочесть", а о комплексе мероприятий.

В общем, хочешь, не хочешь, а систематическое чтение понуждает к серьёзному к себе отношению. Правда, со временем "не хочешь" становится всё меньше, а "хочешь" всё больше, так как начинает чувствоваться серьёзная отдача в понимании прочитанного.

Сергей, спасибо за пост!
Отлично, что отметили для себя эффект от медленного чтения с заметками) Действительно, сам процесс чтения оказывается при таких раскладах более сложным (с точки зрения восприятия) и медленным, кажется, что очень медленно все делаешь и тп.
Но тут такой момент: во-первых, мы разделяем создание/постановку практик (первичную) и наработку автоматизма в применении/использовании практик (“налет часов”). Первое – это “создание модели” в мозгах, загрузка новых картин мира в голову, второе – их использование с (активным) обновлением.
Создание / загрузка новых картин мира “с нуля”, со стадии неосознанной некомпетентности и/или осознанной некомпетентности, действительно сложно, потому что приходится прокладывать новые рельсы мышления. Сложно, тяжело, медленно, срываются часто именно на этом. Тут суть в том, что ценность на этих стадиях еще не очень очевидна, а вот усилия собранности, которые надо приложить для создания/постановки, достаточно велики. Поэтому надо просто принять, что постановка практик (привычек применять какие-то практики) – это медленно, с постоянными срывами и непонятками до преодоления некоторого (субъективного) порога сложности.
После его преодоления – первой/n-ной метанойи (их может быть много) – в мозгах что-то “щелкает”, и большую часть времени вы уже проводите в режиме “наработки автоматизма”. Вот тут и ценность уже ощутима, и сложность резко падает, и вообще начинаете ощущать, “зачем все это было”.
Медленное чтение относится к таким практикам, как и мышление письмом. Сначала вы инвестируете время (несколько месяцев, год, два, …), потом начинаете получать отложенную отдачу. Приятная новость тут в том, что отдача будет нелинейной: вы инвестируете много для создания привычки применять практику на старте, потом вложения уменьшаются, а отдача растет – и будет приносить плоды годами, гораздо дольше, чем вы инвестируете время сейчас)