Свой пример: выгорание и причём здесь ролевое мастерство

Пост по итогам главы 6 курса "Системное саморазвитие"

Уже вторая глава курса даётся мне существенно легче предыдущих. Очень радуюсь этому. Есть подозрение, что мозг адаптируется к прохождению курса. Нужно будет понаблюдать за собой при прохождении следующей главы. Интересно, сохранится ли тенденция?

По итогам главы учебника хочу провести самоанализ. До чтения главы я себя представляла, как человека с достаточно низким ролевым мастерством. Меня удивили мысли в конце главы, что наличие разносторонних интересов является косвенным признаком высокого ролевого мастерства. Я как раз такой человек, у которого и работа с несколькими проектами параллельно, и попытки завести свой бизнес, и хобби, и глубокое обучение для этих хобби. Закрались подозрения, что моё ролевое мастерство не настолько низкое, как мне представлялось.

Задумалась о критериях вхождения в поток по М. Чиксентмихайи. С особенным беспокойством я отнеслась к "потере осознанности самого себя" и "потере ощущения тела". С одной стороны, по остальным критериям я узнала собственные потоковые переживания. С другой стороны, в моей жизни был период сильного выгорания. Одной из причин его я видела потоковые переживания, когда я забывала о времени, еде и существовании остального мира. Среди учёных и танцоров умение забыть обо всем во время практики (будь то научная работа или танцы на дискотеке) считается показателем мастерства. Про них говорят "настоящий учёный" или восхищаются ими. Легко догадаться, что если человек регулярно забывает о себе и своих потребностях (или потребностях тела), неизбежен момент, когда его организм заявит о них с новой силой. Нерегулярное питание, недостаток движения и сна сказываются на самочувствии. Так случилось со мной, когда моё состояние здоровья ухудшилось и работать с прежней отдачей у меня перестало получаться.

В тот момент я для себя решила, что быть "настоящим ученым" или "настоящим танцором" не так круто, как это позиционируют соответствующие сообщества. Я стала избегать потоковых переживаний в своей деятельности, присматривая за возможностью для контролируемого выхода из практики.

Встреченная в главе классификация критериев помогла мне пересмотреть свой опыт. Я поменяла точку зрения на прошлую ситуацию и теперь я склоняюсь к выводу, что моей главной ошибкой  было не следование потоку, а неумение выйти из него и из роли. Отсюда следует дополнительный вывод, что я могу считать своё ролевое мастерство в целом достаточно высоким. Это подтверждается наличием в моей жизни разных контекстов, ролей и хобби на серьезном уровне. Могу отметить и похвалить своё мастерство входить во все эти роли. Выгорание случилось из-за недостатка мастерства выходить из этих ролей. Я собой помню невозможность уснуть время от времени из-за происходящего на работе/танцах или где-то ещё, что по мнению авторов является признаком неумения отделить себя от роли.

Долгое время я считала потоковые переживания проблемой для себя, представляющими опасность выгорания и старалась их избегать. За это время я научилась ставить рамки процессу и опираться исключительно на них, в то же время не хватало "глубины" или "яркости" при выполнении практик. Теперь появляется надежда, что можно вернуться к потоковым переживаниям, а навыки обозначать границы, отслеживать прогресс и выходить из роли поможет поддерживать здоровье, занимаясь любимым делом.

1 лайк