Мышление письмом #2

Продолжаю ставить практику мышления письмом и опубличивания мыслей. Пока что еще в режиме ответов на вопросы курса Системное саморазвитие. Сегодня у нас глава 2. Поехали.

Q: Что такое осознанное обучение, чем оно отличается от неосознанного? Почему невозможно учиться системному мышлению исподволь или в игровой форме?

A: Осознанное обучение - это осознанный процесс постановки новой практики/освоения нового мастерства человеком. Осознанный = человек понимает, зачем ему это мастерство или практика (=понимает, какую целевую систему сможет создать при помощи этого мастерства).

Системное мышление слишком сложно для обучения в игровой форме. При его освоении необходимо фокусироваться на понятиях и их связях в явном виде. Исподволь или в игровой форме они передаются тяжело. Хотя, возможно, что просто проведено недостаточно методической работы по разработке более простых подходов к обучению системному мышлению.

Q: Почему любой человек пользуется в повседневной жизни вперемешку научными и ненаучными картинами мира?

A: Потому что использование научных картин мира подразумевает медленное энергозатратное мышление, а 90-95% времени мы пользуемся быстрым, менее формальным мышлением. В быстром мышлении живут больше интуитивные представления, часто составленные из ненаучных картин мира, основанных на предыдущем опыте человека.

Q: Как образование помогает управлять своей социальной средой?

A: Образование помогает формировать научные картины мира и инвестировать время в развитие (в будущее). Из-за этого социальная среда, формирующая картины потребления, начинает несовпадать с потребностями развивающегося человека, и человек начинает подстраивать среду вокруг себя под новые интересы.

Q: В чём заключается роль ученика? Ответьте на вопросы: Зачем вам учиться? Чему учиться? Как учиться?

A: Роль ученика заключается в систематическом инвестировании времени в освоение выбранного для изучения мастерства: изучение дисциплины/теории и освоение использования инструментов, задействованных в мастерстве.

Зачем мне учиться? Я хочу усилить свое жизненное мастерство, чтобы быть готовым схватить удачу за хвост, когда она придет.

Чему учиться? Да ровно тому, о чем идет речь в курсе - собранности, мыслительному мастерству и прикладным практикам.

По части собранности у меня есть кое-какой задел - я уже лет 5 пользуюсь GTD для управления своими работами на работе. Но есть куда расти - свободное времяпрепровождение пока достаточно сумбурное и по большей части тратится не туда. Я бы хотел изменить это баланс. Оставить какую-то часть времени тратить на то, что приносит удовольствие вот уже сейчас. Но большую часть времени инвестировать в развитие и хобби.

По мыслительному мастерству тоже есть задел - я уже достаточно давно изучаю системное мышление, но не могу сказать, что смотрю с системной точки зрения на все вокруг. Плюс необходимо подтянуть онтологику как минимум.

По прикладным практикам нужно усилить системное предпринимательство.

Как учиться? Осознанно, систематично, в ШСМ.

Q: Можно ли сказать, что вас учит компания Мерседес?

A: Да, она неявным (хотя куда явнее?) образом закладывает мне в голову картины мира, что Мерседес это круто, что я получу удовольствие от обладания этой машиной.

Q: Что такое жизненное мастерство? Почему важно знать модель жизненного мастерства, чтобы осознанно учиться? Какие вы знаете альтернативные модели?

A: В целом я ответил выше, но повторю еще раз. Жизненное мастерство - это умение вписываться в различные проекты, подкрепленное телом и психикой, которые обеспечивают возможность для этого.

Состоит из мастерства собранности, мыслительного мастерства и прикладных практик.

Важно знать, потому что без собранности не получится учиться. Без мыслительного мастерства обучение будет долгим и неэффективным. А без прикладных практик не получится вписываться в проекты.

Q: Что такое мастерство собранности, зачем оно и как его развивать?

A: Мастерство собранности обеспечивает следующие уровни ресурсами - физическими и психическими. Это навык собирания себя в кучку в необходимый момент времени для выполнения требуемой роли. Его необходимо развивать, потому что с ним гораздо легче вставать в роли и делать дела. Без него либо ничего не будет получаться (необходимые действия будут вытесняться тем, что хочется сейчас), либо продвижение в учебе/хобби/работе будет слишком медленным.

Q: Что такое мыслительное мастерство и почему без него сложно быстро учиться и переучиваться?

A: Мыслительное мастерство позволяет учиться новым прикладным практикам. Чем выше мастерство, тем быстрее осваиваются новые практики.

Q: Каким трансдисциплинам советует обучаться ШСМ и почему STEM устарел?

А: ШСМ советует обучаться методологическим дисциплинам: онтологике, системному мышлению, научному мышлению, вычислительному мышлению, а также деятельностному кругозору: системному менеджменту, системной инженерии, системному предпринимательству, мультидансу и т.п.

Q: Что такое прикладное мастерство и как его развивать? Каким вы обладаете прикладным мастерством?

А: Прикладное мастерство - это возможность создавать конкретные рабочие продукты в конкретных ролях в рабочих/личных проектах. Прикладное мастерство развивается освоением дисциплин, лежащих в основе мастерства, а также тренировке навыков работы с инструментами в этом мастерстве (с телом, если речь идет о спорте).

Я обладаю самыми различными прикладными мастерствами на разном уровне владения: игра на гитаре, гонки на картах, программирование, управление проектами, стратегирование и т.п.

Q: Для чего нужны три модели обучения, приведенные в данной главе? Что можно обсуждать по каждой из них?

А: Первая модель - квадрат “неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность”.

Вторая - этапы постановки привычки - “надо”, “могу”, “хочу”, “не могу не”

Третья - движение по спектру формальности мышления: формализация неформального, описание формальным языком - вывод в осознанную область, а далее отточка навыков и перевод в автоматизмы и неосознанное.

На самом деле, по всем ним можно обсуждать процесс обучения, этапы, через которые проходит постановка новой практики, постановка новой привычки. Это нужно для удержания внимания на большом масштабе и поддержания мотивации.

Q: Что такое осознанное управление временем? Чем отличается инвестирование времени от осознанного времяпрепровождения и времени продления жизни? Может ли время досуга быть инвестиционным временем?

А: Осознанное управление временем - это осознанный выбор, на что потратить/во что инвестировать свободное время.

Его можно потратить на сиюминутные развлечения - сериалы, игры, тупка в ленты.

Можно инвестировать - потратить на освоение практик жизненного мастерства, которые принесут прибыль в будущем.

Можно осознанно его проводить - тут имеется ввиду занятия всякими хобби, которые дают ощущения потока и перезаряжают нас. Единственное, они могут быть и неосознанными. В состоянии потока ты периодически выходишь из осознанного состояния.

Время продления жизни - время на ТО для организма.

Время досуга не может быть, а должно быть инвестиционным временем, хотя бы отчасти.

Q: В чем суть принципа отрицательной полезности труда? Какие три фактора помогают человеку принимать решение о том, чтобы посвятить время и другие ресурсы будущему?

Суть принципа отрицательной полезности труда в том, что человек выберет отдых вместо труда. Человек выберет работу, если будут выполняться условия:

  1. Будущие предпочтения превышают текущие неудовлетворенности
  2. Будет понятно, как это делать, понятно какими практиками и каким мастерством. Мастерство будет в наличии. Риски будут подконтрольны.
  3. Человек будет получать удовольствие от самого процесса, от потока.

Q: Чем активный досуг отличается от пассивного? Приведите примеры активного и пассивного досуга из своей жизни.

Активный досуг - там, где развивается какое-то мастерство, дарит ощущение потока. У меня это картинг, однозначно.

Пассивный досуг - там где после досуга не появляется инкремента мастерства. Сериальчики, ютуб.