Что главное в танке?

В книге Энциклопедия детской мотивации встретилась интересная метафора про автомобиль. Она, на мой взгляд, хорошо описывает необходимость последовательного развития и фокусирования внимания на разных составляющих на разных этапах.

Попробую пересказать её.

На старте у машин одинаковая скорость - нулевая. Для начала движения требуется много элементов - понадобятся двигатель, шасси, система управления и топливо. Когда мы всё это создадим и соберём - у нас будет нечто напоминающее транспортное средство, способное двигаться и нас перевозить. 

Однако, этого маловато - важно понять куда и каким маршрутом мы хотим двигаться. Без карты есть риск начать ездить по кругу или уехать в противоположном направлении. Очевидно, карта не является частью автомобиля - она часть какой-то другой системы - гонок, движения по городу, общественного транспорта. То есть занимаясь только автомобилем - карту мы никак не получим.

И вот, когда у нас есть карта, собранный автомобиль и топливо - мы можем начинать движение. Если мы участвуем в гонке - рядом с нами будут и другие автомобили. Кто-то будет двигаться быстрее, кто-то медленнее. На этом этапе наша скорость движения, вероятно, будет определяться качеством составляющих:

  • Насколько хорошо колёса "держат" дорогу
  • Какую мощность развивает двигатель
  • Какой вес у кузова

Качество каждого из компонентов будет влиять на скорость движения. При этом в разной степени. И тут могут уже начинаться различные ограничения. К подобного рода элементам относятся подробность карты и подготовка водителя. Например, когда машина несётся по трассе Формулы-1 задержка в реакции пилота на секунды может многое решить. Однако, при движении по загородной трассе требования к водителю заметно ниже.

Мои основные выводы из этого:

  • На самом начальном этапе качество деталей не очень важно. Важно найти их все и собрать воедино. Только тогда начнётся какое-то движение и будет создаваться рабочий продукт. Надо иметь в виду, что на этом этапе к составляющим предъявляются требования о минимальных характеристиках. 
  • В достижении результата может участвовать много разных подсистем и важно их правильно выделить. Если думать только об автомобиле - можно забыть про карту.
  • Только после начала движения имеет смысл улучшать отдельные части. Тут надо искать "бутылочное горлышко" и сравнивать свой результат сначала с остальными участниками, а затем со своим собственным.
  • В голове всегда стоит держать свою цель и системы в окружении - иначе можно создать болид формулы 1 для движения по городской дороге. Такой подход очень неэффективен.

P.S. Забавно, что все эти выводы из книги про детскую мотивацию!