Итоги курса "Системное саморазвитие"

Пару лет назад, в компании где я работаю (внедрение ERP систем) была очередная попытка изменить подход к разработке. Выбрали для этого новый, крупный проект. Начиналось всё бодро и хотя перестраиваться было сложно, результат на первых этапах обнадёживал и команда продолжала двигаться в выбранном направлении. После того как успешно реализовали первые части системы и начали получать новые требования от заказчика, то сложность реализации быстро стала расти. Добавление новых разработчиков не помогло решить проблему. В целом проект длился примерно год и последние несколько месяцев уже никто в команде не понимал, как справиться с получившейся сложностью и запутанностью. Через пару недель после закрытия этого проекта я решил всё таки пройти курс Школы системного менеджмента.

К тому моменту я регулярно просматривал блог А. Левенчука, бегло ознакомился с содержанием учебника "Образование для образованных" и прочитал доклад о "Визуальном мышлении", благодаря которому перестал рассчитывать на решение проблемы сложности проектов с помощью построения схемы. Сразу браться за основной учебник школы "Системное мышление" я не решился и взял для начала учебник "Системное саморазвитие: введение в системное мышление".

Первая трудность с которой я столкнулся - обильное использование специфичной терминологии школы и категоричность заявлений авторов о преимуществах рационального, научного подхода к построению картины мира. Понадобилось несколько недель, чтобы отделить личную предвзятость к этой категоричности и начать выделять конструктивные мысли из текста учебника. Усилия оправдались и сквозь витееватые описания, с множеством сомнительных отступлений я начал различать ключевые понятия, стало появляться понимание что они обозначают и главное, начало удаваться замечать их в работе и повседневной жизни.

Следующая трудность - написание постов после прочтения каждой главы. На момент начала прохождения курса у меня не было навыка писать публичные тексты, хотя уже осознал пользу от размышления в тексте и начал формировать эту привычку. Всё же есть большая разница между текстом для личного использования и тем, который могут прочитать другие люди. Второй приходится делать более структурированным, ясным, добавлять контекста для понимания, а для этого нужно самому более подробно разобраться в вопросе. Заметил, что после написания текста добавляется уверенность в понимании темы, по крайней мере какой-то её части.

Третья трудность - интеграция инструментов курса в жизнь. В рамках выполнения домашних заданий удавалось обнаружить практики, роли, проекты, системы и т.д. Но всё это происходило искусственно, потребности на подобную сложность в описании текущей жизни у меня не было и в итоге после прохождения курса эти описания перекочевали в архив, за ненадобностью. Остался опыт использования и наработки, к которым возможно вернусь, когда появится такая необходимость.

Отдельно хочу отметить, что во время прохождения курса ССВСМ, мне удалось преодолеть наивный скептицизм по отношению методикам вроде GTD, Agile и т.п. Прочитал наконец-то классику Дэвида Аллена. Понял, что это прошлый век, хотя некоторые элементы его метода внедрил в каждодневное использование. Прочитал "Атомные привычки", взяв оттуда 4 правила формирования и избавления от привычек. Начал читать М. Дорофеева "Джедайские техники" и отметил, сколько простых и эффективных практик он описывает, к тому же простыми словами и наглядно. На очереди Зонке Аренс "Как делать полезные заметки" и множество других книг, которые разбил по категориям: эффективность, инженерия, экономика, психология, философия, история.

Также, благодаря курсу улучшился навык обращения со временем. Пропало желание вести строгое планирование и учёт. Там где нужно, можно использовать этот навык - например оценить необходимое время на освоение набора технологий для смены места работы. Выделить под эту деятельность период в несколько месяцев и организовать регулярное обучение. Определил для себя, что строгость управления временем должна быть адекватной текущей жизненной ситуации. Касательно затраченного времени на прохождение курса, я не могу оценить, поскольку не вёл учёта. До сих пор не представляю как это возможно и нужно ли. От прочтения первой страницы учебника и до текущего момента, прошло около 8 месяцев. При этом 4 раза был период по месяцу примерно, когда прохождение затормаживалось или приостанавливалось, по разным причинам.

Любопытно отметить парадоксальный эффект курса. Сам по себе я склонен всё упорядочивать, получается так себе, но тяга к этому есть. После курса же, который предлагает подробный подход как можно организовать саморазвитие - я больше расслабился в отношении хаоса в жизни. На ближайшее будущее у меня в планах интенсивное освоение прикладных, инженерных технологий и дисциплин. Изучение уже ставших классическими книг о личной эффективности. В качестве досуга, хочу попробовать начать выращивание своего цифрового сада и вести более активное участие в сообществе zettelkasten.

Спасибо команде Школы системного менеджмента за ваш труд и усилия, что вы вкладываете в развитие системного подхода и делаете его более доступным широкой аудитории. Отдельное спасибо Анне Лубченко, за учебник ССВСМ и за то, что поддерживала мои размышления в постах, своими замечаниями и предложениями.