Публичное мышление письмом. Первый подход

Я начинаю ставить практику регулярного мышления письмом. Это первый подход.

В задании к первой главе есть упражнение - выбрать тему из первой главы и обдумать ее письменно, либо письменно проотвечать на вопросы к главе. Я проотвечаю на вопросы к первой главе.

Вопросы:

Q: Почему физический мир может иметь множество описаний? Приведите пример разных описаний какой-то части физического мира (объекта, системы).

A: На физический мир смотрят разные деятели из разных ролей и разных позиций. Для каждой роли существует своя нарезка мира на объекты - метамодель. Метамодель задается дисциплинами, лежащими в основе практик, выполняемых ролью. Соответственно, каждый играющий роль делает описания/модели мира опираясь на метамодели, характерные для своей роли.

Для примера возьмем мобильный телефон. Для него сходу можно выделить следующие описания: конструкторская документация, принципиальная схема, электрическая схема, программный код, маркетинговые описания, смета.

Q: Чем отличаются научные теории и ненаучные картины мира? И чем отличаются хорошие теории от плохих?

A: Научные теории выдерживают проверку научным методом в определенном диапазоне условий. Ненаучные картины мира зачастую нефасильфицируемы. Научные теории имеют более высокую предсказательную вероятность. Хорошие теории точнее предсказывают поведение мира, чем плохие, а также сохраняют точность предсказаний в большем диапазоне условий.

Q: В чём принципиальная разница между трансдисциплиной и дисциплиной, трансдисциплиной и методом, методом и практикой, дисциплиной и технологией? А чем разница между теорией, дисциплиной, моделью, описанием?

A: Трансдисциплина задает мета-мета-модель мира, на базе которой дисциплина строит мета-модель мира, на базе которой исполнитель-в-роли строит конкретную модель конкретного мира. Мета-модель задает набор понятий и их отношений, при помощи которого строится модель. Мета-мета-модель задает набор понятий и их отношений для построения мета-модели. Забавно, что “понятия” и “отношения” - это тоже мета^x-модель, задаваемая где-то в онтологике.

Трансдисциплина задает набор понятий, которым пользуется дисциплина, создавая мета-модель мира, которые далее входят в практики, которые входят в методы для описания способов изменения мира.

Метод - совокупность практик для достижения целевого результата “под ключ”. Практика - это функциональный объект по изменению мира. Практика определяется дисциплиной, задающей методы изменения мира, а также технологией, поддерживающей эти методы.

В нашем контексте теория и дисциплина, модель и описание - синонимы, и означают мета-модель и модель соответственно.

Q: Выделите дисциплину и технологию в практике «Помодоро».

A: Дисциплина в практике Помодоро - это набор понятий: время работы, короткий перерыв, длинный перерыв, таймер и правила работы с ними. Технология - это конкретный софт или физический девайс, позволяющий реализовать понятия и правила работы.

Q: По какому принципу в этой главе предлагается разделить все теоретические знания человека? И приведите пример других принципов разделения знаний.

A: Знания можно разделить на: трансдисциплинарные, кругозорные и прикладные. Трансдисциплинарные задают мета-мета-модели. Кругозорные задают мета-мета-мета-модели. Прикладные задают мета-модели.

Другим способом знания можно получить по источникам их получения - научное, религиозное, мифологическое.

Q: Обладает ли человек «свободой воли» или «свободой выбора»? Обоснуйте свой ответ исходя из действий поставщиков контента.

A: И да и нет. Да, потому что человек обладает свободой выбора, но в тех картинах мира/моделях, что загружены ему в голову. Нет, потому что если человек осознанно не занимается формированием картин мира, то за него это делают поставщики контента, и выбора у человека на самом деле становится не очень много.

Q: Что для вас является социальной средой и как она влияет на ваши потребности, интересы или картины мира?

A: Моя социальная среда - это коллеги, семья, друзья и каналы в телеграмме - новостные и тематические. Коллеги в целом позитивно, с ними я развиваю прикладные знания. Семья и друзья влияют скорее нейтрально, мы стараемся не “пилить друг другу мозги”. Тематические каналы в телеграме - средней полезности инструмент, ибо ничего нового, больше полезности несут профильные чаты, а не каналы. А вот новостные каналы в телеграме - зло: пользы нет, только дофаминовая наркомания.

Q: Назовите плюсы и минусы прогресса. И в чем главные сложности современного мира? Как интересы людей влияют на сложность мира?

A: Плюсы прогресса очевидны - повсеместное повышение уровня жизни при снижающихся на его поддержание трудозатратах.

Минусы - мир становится сложнее, меняется быстрее. Главная сложность - адаптироваться, чтобы оставаться востребованным.

Интересы людей с одной стороны увеличивают сложность мира, т.к. человек хочет двигаться все дальше и дальше, а это идет за счет усложнения систем. С другой стороны, появляется “каста” людей-потребителей, которым не хочется разбираться со сложностью мира, а хочется лишь потреблять контент. Они в какой-то момент могут переломить ход прогресса.

Q: Чем отличается мышление потребителя от мышления деятеля?

A: Мышление деятеля направлено на создание систем для удовлетворения потребностей потребителей. Мышление потребителей направлено на получение удовлетворения от потребления.

Q: Почему интеллект важен в быстроменяющемся мире? Как происходит развитие интеллекта?

A: Интеллект как функция мышления, отвечающая за осваивание новых мастерств, необходим для быстрой адаптации к изменяющимся потребностям мира. Интеллект развивается аналогично мышцам - выполняя задания, находящиеся на грани сложности, но еще доступные для решения. При выполнении таких задач граница доступной сложности смещается в сторону более высокой сложности.