Планы на лето

Я закончил вводную главу в курс безмасштабной системной инженерии (хотя и пока без заданий) и отдал текст команде разработчиков. Стройная триада основных видов труда как инженерного, менеджерского и предпринимательского немного подразвалилась, потому что получается, что это всё изводы инженерного труда, только по отношению к целевой системе, системе создания, а предпринимательство это такая хитрая комплексная деятельность по замысливанию архитектуры надсистемы (идея, куда всунуть в неё целевую систему) с учётом архитектуры системы создания (как именно там производящая и маркетинговая часть будут соединены: новая производственная практика, чтобы побить конкурентов в части цены и бизнес-модель для сравнительно безболезненного способа отъёма денег). Поэтому системный менеджмент и системная инженерия по факту сводятся к одним и тем же принципам работы, только с разными видами систем, разной терминологией и спецификой людского материала для изготовления организаций, а вот с предпринимательством нужно будет ещё подумать -- мне почему-то кажется, что оно вообще должно рассматриваться в рамках методологического стека. Все эти аффордансы и ниши, но тоже взятые не на уровне вещества (как у птичек и зверей), не на уровне устройства личной судьбы (в рамках саморазвития), а на уровне сообществ. И общественное предпринимательство тоже тем самым нужно рассматривать, наверняка что-то такое найдётся. Тот же ход, что с безмасштабной инженерией, будет безмасштабное предпринимательство. Все эти "агентности" и "проактивности" как раз из этого места растут. И это несводимо чисто к инженерии требований, там ведь тоже reverse engineering надсистемы, чтобы засунуть в неё целевую систему поудачней. Можно за уши притянуть concept development как синтез системных требований после анализа потребностей, или архитектуру brownfield (ибо там есть шаг реверс-архитектуры надсистемы) как синтез/изобретение -- предложение архитектуры надсистемы с учётом целевой в её составе. Но одновременное предложение системы создания с учётом бизнес-модели всё сбивает. Можно это, конечно, всё раскидать как-то по ролям, но не уверен, что это хорошо -- в этом единстве двух инженерных предложений (новой целевой системы и системы создания для неё), двойной разработке вся фишка.

В курсе инженерии ещё остался нераскрыт (всунут туда as is в виде имеющихся видеолекций и упражнений, то есть он как бы есть, но не приведён в соответствие с идеей безмасштабности) кусок из курса системного менеджмента про управление конфигурацией и изменениями (включая цифровых двойников и цифровую нить). Но с этим куском можно сработать потом, когда подтянется остальная команда. 16 мая 2022 года в 19 часов будет обсуждение на рабочей группе INCOSE (на телеграм-канале, https://t.me/incose_rus), там и разберёмся в происходящем.

Пока же я склоняюсь к изменению планов: если работать в режиме ошпаренной кошки, то можно попробовать провести очередной поток "Системного менеджмента и стратегирования 2022" на относительно новом материале. Для этого нужно попробовать перепрыгивать пропасть маленькими шажками: установочная встреча там 15 мая 2022 (https://system-school.ru/sms) и можно пробовать к этому времени (это ж целая пара недель! скажем, десять full time дней по пяти страниц в день -- это будет аж 50 страниц, 10% изменений в целевых 500 страницах) вписать новый материал. Курс системного мышления разбить на два «Системное мышление. Целевая система и её окружение 2022» и «Системное мышление. Жизненный цикл системы и системная методология 2022» -- во второй курс будет добавлен материал по углублению понимания понятия практики из курса системного менеджмента. На второй курс будет ещё месяц на переписку. И потом месяц на переписку (или перечитку, уж как пойдёт) остающихся частей курса системного менеджмента. Переделывать буду не слишком кардинально, главным образом вписывать новый материал последнего полугода исследований и править терминологию, ибо она уже довольно сильно начала в курсе системного менеджмента отставать от того, что даётся в обновлённом курсе системного мышления. А потом появится курс системной инженерии, и посмотрим, что и как после этого будем менять в общей программе Школы. Может быть, после этого полностью переформатирую "Системный менеджмент и стратегирование" (один из вариантов будет -- добавить пару дней на системную инженерию, будет восемь дней! Но я думаю, что и группе 15 мая уже достанется какой-нибудь черновик курса поглядеть -- группы с преподавателем всегда имеют преимущество, они получают материалы, ещё недоступные в онлайн-курсах).

Ровно год назад я написал "Поглядел сегодняшнюю прессу: пришло в голову, что не могу найти ни одного отличия текущего режима от диктатуры" -- и далее там было некоторое раскрытие тезиса в первом же абзаце, https://ailev.livejournal.com/1564434.html. С тех пор многое изменилось, причём в худшую сторону. Всегда есть много способов быстро добиться того, чтобы всем быстро стало хуже. Хрупкое зеркало легко разбить, но трудно потом склеить или сделать новое, это относится к системам всех уровней -- поломать быстрей и дешевле, чем отстроить.

Так что я продолжу впахивать, в переписку учебника системного мышления я как раз включу безмасштабность и идею бесконечного развития/эволюции с панпсихизмом-физикализмом в одном флаконе, а также системноинженерный стек в явном виде с введением в том числе и системного мышления и для уровня личности, и для социальных уровней. И я не боюсь, что это будет слишком сложно: уже ведь есть и курс онтологики и коммуникации, и курс введения в системное мышление. Они как раз ступеньки для понимания полного курса системного мышления. А потом выход на действие -- безмасштабная системная инженерия и две её конкретизации: системный менеджмент и мастерство обучать образованных. Если добавить сюда собранность и системный фитнес как кусочки инженерии уровня личности, то вообще хорошо получается. И всё это можно попробовать подготовить в каком-то начальном варианте к 1 сентября 2022. И уже потом заглянцевать переписыванием ОдО2022, всё равно до этого курса не скоро доберутся.

Источник: https://ailev.livejournal.com/1625163.html