Умный и глупый

Глупый и умный отличаются степенью развития интеллекта. Интеллект определяем как способность быстро разобраться в новой ситуации или найти решение новой проблемы. Само решение проблемы осуществляется профессиональными навыками (прикладным мастерством). Если ситуация давно известна, то можно допустить, что интеллект даже не включается, и к решению сразу приступает прикладное мастерство. Например, когда вы еще “не протерли глаза”, но уже обнаружили себя чистящим зубы.

С опытом или с возрастом человек, побывав в разных жизненных (рабочих) ситуациях, часто накапливает интеллектуальную способность. Он интуитивно распознает ситуацию, которая близка к той, что уже у него была ранее. Далее включается опыт решения соответствующей проблемы. Так можно объяснять влияние возраста на рост жизненного мастерства и, в частности, интеллекта. Еще говорят, что с годами мудреют. Получается, что опытный человек - это просто затративший больше время на обучение и применение знаний на практике.

Умный больше вкладывает в обучение, чем глупый. Умный постоянно самообучается, поскольку осознаёт, что за его жизнь мир несколько раз кардинальным образом поменяется. Поэтому он стремится к повышению сложности решаемых задач и для этого изучает сложные теории. Глупый считает, что “свои университеты он давно закончил”. Глупый уповает только на свой опыт, выбирает простой путь и сторонится сложного. Например, не хочет читать даже длинные тексты, не говоря уже о том, чтобы систематически читать сложные учебники.

Что же распознает интеллект в новой ситуации? В каждой новой ситуации интеллект выявляется многочисленные интересы. Мозг как вычислитель начинает прикидывать разные варианты событий, которые напрямую зависят от заинтересованных лиц. Умный видит множество интересов, а глупый хорошо видит только свой интерес. Умный ставит шкуру на кон и принимает этическое решение, стараясь учесть все интересы, включая будущие. А глупый старается удовлетворить, в первую очередь, свой текущий интерес (не видит дальше собственного носа), но при этом хочет переложить ответственность на кого-то другого.

Умный может не быть профессионалом в определенной сфере. Но у умного хватит собранности и мыслительного мастерства, чтобы разобраться в новом деле. Глупый в новую сферу идет только “со своим самоваром”, то есть с опытом из другой профессиональной сферы. Про умного часто говорят, что он талантлив во всем. Но дело не в таланте, а в интеллекте, который быстро учится новому прикладному мастерству.

Давайте рассмотрим пример с роботом-шахматистом. Безусловно, он обыграет любого человека. У него высокий профессиональный уровень в этой одной сфере деятельности. Но этот робот глупый, он не может быстро научиться чему-то еще. Любой человек умней данного робота. Еще можно вспомнить фильм моего детства “Приключение Электроника”, в котором робот-двойник школьника из раза в раз бьет по воротам по одной и той же самой кратчайшей траектории. За что его называют “чурбан железный”: https://www.youtube.com/watch?v=8FrZul6TWus.

Сейчас разным вещам пытаются навесить слово “умный”. Например, умные часы, умный дом, умный градусник и т.п. Однако, до умных роботов нам еще далеко. А все эти маркетинговые шаги лишь мешают в понимании понятия “умный”. Каждый человек должен различать свои профессиональные и интеллектуальные способности. Большинство гонятся только за профессиональными навыками, и полностью исключают из поля своего внимания постоянное и рукотворное усиление интеллекта.

Интеллект можно быстро развить посредством специальных трансдисциплин интеллект-стека, которые необходимо применять к рабочим проектам. В числе прочих в интеллект-стек входит системное мышление, которое помогает работать с многочисленными интересами, а также собранность, которая ставит умение быстро учиться. Сейчас образовательная программа ШСМ включает 8 онлайн-курсов и чуть большее число курсов с преподавателем. Наши курсы - это лучшее инвестирование своих ресурсов времени и средств. Умным может стать каждый, и необязательно это мудрость в старости.

Источник: https://t.me/systemsthinkinglife/144