Счастье и успех

Счастье как внутреннее состояние деятеля

Эволюционно человеческий вид сделал громадный скачок и результаты достижений человечества впечатляющи. Человечество посягает на бессмертие и искусственный интеллект[1], который когда-то намного превзойдет человеческий. Исторические книги уделяют внимание значимым деталям, идеям и мыслям великих людей, завоеваниям и империям, развитию человеческого вида. Но в них нет слов про то, как цивилизация повлияла на счастье и страдание отдельного человека. Хотя ещё Эпикур говорил, что счастье является главным смыслом жизни, и что счастье необходимо искать в одиночку. Для каждого отдельного человека цивилизация приносила не только плюсы, но и множество минусов[2].

Повышение продолжительности жизни и значимость каждой человеческой жизни привело к росту интереса к счастью, в том числе со стороны ученых и политиков[3]. На вопросы счастья можно посмотреть с разных точек зрения, им занимаются такие дисциплины как психология, физиология, философия, социология и даже религия[4].

Внутреннее состояние человека описывают, как минимум, двумя уровнями – психологическим и биологическим. Счастье можно представить как позитивные переживания человека или счастливые переживания. Соответственно, несчастье – это негативные переживания. На психологическом уровне счастье зависит от текущих неудовлетворенностей и ожиданий. На биологическом уровне наши запросы и счастье определяются биохимией или физиологией. То есть счастье или несчастье являются внутренними состояниями человека, которые достигаются за счёт взаимодействия человека с окружающей средой или за счёт внутренней работы организма, в том числе посредством стимуляции антидепрессантами, алкоголем, наркотиками и т.п. Требование автономности не означает, что человек должен отгородиться от внешней среды, но его счастье не должно определяться извне, а быть создаваемым им самостоятельно.

Современные теории говорят о том, что счастье в жизни любого человека всегда было, есть и будет. Каким бы ни было внешнее окружение, человек всё равно как-то приспосабливается к социальной среде, и считается, что на физиологическом уровне счастье или несчастье балансируются с течением времени. Различные исследования показывают, что организм способен устранять избыток или недостаток «гормонов счастья»[5]. Поэтому поддержание хорошего здоровья и продление жизни является лучшей рекомендацией для формирования базиса счастливой жизни. Счастье можно ждать, занимаясь своим здоровьем, и оно обязательно будет, хотя бы за счёт физиологии.

Исследования также показывают, что человек постепенно адаптируется к внешним условиям существования, но нередко несоответствие реальности и внутреннего состояния приводят к хроническим проблемам в виде стресса, депрессии, скуки и отсутствия мотивации. Всё это определяется человеком как несчастья. Это, скорее всего, означает, что человек не понимает, как устранить свои неудовлетворенности или его текущие картины мира не помогают распознать и встроиться в реальность. Важно уклоняться от несчастья посредством владения своими чувствами и эмоциями, то есть не допускать и/или устранять хаос в сознании. Для этого нужно фильтровать получаемую информацию из внешней среды, а также, замечая тревоги и беспокойства, переводить их в прагматичные рассмотрения о системах в физической реальности и включаться в проекты[6].

На понятие «счастье» необходимо смотреть как на рукотворное состояние. Радостные переживания можно буквально создавать за счёт своего жизненного мастерства. Состояние потока и его бесконечность при умелом использовании даёт счастливые переживания. Заниматься любимым делом, хобби или активным досугом – всё это радостные переживания или счастливые моменты жизни. Люди часто заблуждаются (ошибаются) в своих желаниях и предсказаниях по поводу того, что может сделать их счастливыми. Поэтому необходимо тестировать свои желания и действовать, то есть буквально ковать счастье собственными руками.

Согласно теории Михайи Чиксентмихайи будем разделять удовольствие и радостьОба состояния упорядочивают сознание и создают эффект счастья, но кардинально отличаются друг от друга:

  • удовольствие – это состояние, возникающее, когда в сознание поступает информация об удовлетворенной потребности или устраненной неудовлетворенности. После удовольствия человек возвращается в гомеостатическое равновесие. Удовольствие получаем от обычной деятельности, не требующей концентрации внимания и усилий. Для получения удовольствия можно расслабиться перед телевизором или в ванне, принятие наркотиков также доставляет удовольствие. Удовольствие создаёт счастливые переживания, но не создаёт радостные переживания.
  • радость – это состояние, когда человек не только удовлетворил свои потребности, но и сумел выйти за пределы привычного, достиг чего-то большего и необычного, чего даже не ожидал. Требуется полная концентрация внимания и, возможно, даже напряжения на пределе. В радости человек чувствует какую-то перемену в себе, его "Я" стало сложнее, то есть добавилось жизненное мастерство. Радость обычно появляется как результат ранее инвестированного времени в жизненное мастерство.

Удовольствие связано с пассивным проведение досуга и не способствует развитию жизненного мастерства. Сложно получать постоянное удовольствие без повышения ставок[7] или без чередования удовольствия с радостями. Важно устранять удовольствия, которые сокращают жизнь, и больше ориентироваться на получение радости. Речь идет не только про работу и досуг, а скорее про то, что, отдыхая от работы, желательно выбирать активный досуг вместо пассивного.

Количество сфер, в которых человек получает радостные переживания, или широта зависит от интересов человека. Человек может получать потоковые переживания от работы предпринимателя, инженера, менеджера, преподавателя, маркетолога и т.п., а также от дайвинга, горных лыж, танцев, футбола, пения, балета и театра. Глубина потоковых переживаний зависит от сложности деятельности[8]. И в конечном счёте широта и глубина счастья зависит от калибра личности (сложности жизненного мастерства). Чем сложнее жизненное мастерство, тем потенциально более счастлив человек. При этом бесконечная потоковая деятельность не имеет границ к получению счастливых переживаний, и соответственно к развитию жизненного мастерства[9]:

  • собранность поможет собрать "себя в кучку" и систематически действовать;
  • ролевое мастерство расширяет кругозор и даёт возможные новые интересы, а методологическое мастерство помогает проблему переформулировать в задачу, находить способы решения задачи и быстрее учиться новому;
  • прикладное мастерство позволит исполнить необходимые роли и осуществить решение задачи, получив радостные переживания от исполнения роли и от создания успешной системы.

Таким образом, счастье можно просто ожидать, занимаясь продлением жизни, и счастье обязательно будет, при этом важно уклоняться от несчастья за счёт мастерства собранности. Однако, также можно заниматься активной деятельностью и получать потоковые радостные переживания при создании успешных систем, применяя жизненное мастерство. В этом и состоит требование автономности к деятелю.Успех как внешнее проявление мастерства деятеля

Успех в отличие от счастья относится не к внутреннему состоянию человека, а к внешней по отношению к человеку среде. Счастье – это внутренние переживания человека, связанные с неудовлетворенностями или страданиями человека, а успех – это достижения каких-то целей или положительные результаты, связанные с общественным признанием. Достигая успеха, человек счастлив, как минимум, в моменте. Финишируя первым, спортсмен переживает радостные моменты жизни, "его переполняют эмоции". Тем не менее, успех определяется другими людьми. И конечно, оценка других людей усиливает личные эмоции и счастье человека.

Природа наградила человека желанием достигать успеха. Признание – одна из неудовлетворенностей, которая в той или иной степени присутствует у каждого человека. Для человека как социального существа общественное одобрение является одним из смыслов жизни, хотя многие усиленно это маскируют или отрицают[10]. Кто-то довольствуется признанием в кругу семьи или своих друзей, а кто-то одержим вселенскими масштабами. Насколько важно жаждать успеха и какими средствами для этого пользоваться зависит от личной этики человека.

Понимая, что успех связан с внешним признанием, то можно рассматривать успех через создание успешной системы[11]Деятель добивается успеха, если он смог создать успешную систему. А как мы помним, успешная система определяется через учет (удовлетворение) интересов заинтересованных лиц. При этом чем больше интересов учтено или чем больше людей удовлетворили свои потребности посредством созданной целевой системы, тем больше успех.

Рассмотрение успеха через создание успешных систем автоматически привлекает внимание к вопросам сострадания, этики и шкуры на кону, о которых говорили в главе 11. При выборе целевых систем необходимо руководствоваться состраданием и стараться при создании целевой системы устранить конкретные страдания определенной группы людей (снять их неудовлетворенности). Мы уже обсуждали почему при выборе целевых систем, средств их создания и играемых ролей необходимо руководствоваться этикой, а здесь необходимо добавить, что удовлетворение личной потребности в признании также рассматривается с точки зрения этического выбора. Также жажда успеха и желание создать систему для большого числа людей должна проходить проверку критерием "шкуры на кону", а именно принимать в расчёт возможные фатальные ошибки в процессе достижения крупной и амбициозной цели.

Системное рассмотрение успеха[12] помогает отделить людей, которые достигли успеха благодаря своему жизненному мастерству и тех, кому только благоволит удача[13]. За каждым успешным человеком, который осознанно применяет жизненное мастерство, стоит созданная им целевая система. Причем необязательно человек в одиночку создал такую систему, он мог это сделать в команде. Также необязательно человек непосредственно строил систему, он мог только придумать метод и сформировать теорию, которая впоследствии помогла другим людям создать множество целевых систем. И чем большим людям помог метод, тем потенциально больше успех.

Однако, в жизни бывает разное, и иногда успех долго не приходит, или систему расценивают успешной только после смерти автора. Жизнь часто несправедлива[14], поэтому в требовании автономности заложено время, в том смысле, что деятель должен уметь ждать, получая радостные переживания хотя бы от игры по роли, и не жаловаться на отсутствие успеха. Тем более, не быть зависимым от общественного признания.

Когда мы говорим про успешные системы, то не забываем, что речь может идти о трёх видах систем, о которых говорили в первом разделе данной главы:

  • целевая система для какого-то проекта;
  • конкретный проект или несколько проектов, которые в совокупности составляют жизнь человека;
  • наша целевая система «Деятель»[15].

Например, целевой системой для проекта Школа системного менеджмента является человек-деятель с сильным интеллектом, который позволит ему создавать другие успешные системы и/или работать в крутых командах. Чем сильнее ШСМ сможет поднимать интеллект, тем успешнее будут выпускники, которые смогут удовлетворять интересы других людей, создавая для них успешные системы. Успех проекта Школа также зависит от удовлетворения интересов сотрудников, преподавателей и контрагентов. Для этого необходимо создать комфортные условия работы. Создатели Школы добьются успеха, если будут удовлетворены все вышеперечисленные интересы, но также нельзя забывать об интересах близких людей.Интегральный успех

До интернетовских времён в каждой сфере человеческой деятельности – от уличного двора до космоса – были свои авторитеты, на которых хотелось равняться. Безусловно они казались успешными, и некоторые таковыми остались в памяти. Однако про других позже стало известно, что успешными они были в чем-то одном, а в другом у них были кардинальные проблемы. Сейчас с авторитетами стало намного хуже. Интернет знает всю подноготную, и если немного поскрести гламурный образ, то публичный «успех» в чем-то одном компенсируется скрытыми от публики проблемами в другом.

Многие «успешные люди» платят слишком высокую цену. Проблемы с нервами и здоровьем – это ещё не худшее, что происходит с некоторыми «успешными» людьми. Успех, завоеванный слишком большой ценой, достаточен для пиара, но не для того, чтобы говорить о счастливой жизни[16]. В этой связи не поднимается рука перенимать опыт жизни человека, который имеет признание в какой-то одной сфере деятельности, если в других сферах у него большие проблемы. Например, успешный руководитель смог достичь совершенства в исполнении ролей предпринимателя, менеджера и лидера. Он создал бизнес и заработал капитал, и вовсю делится опытом на публичных площадках. Но является ли он успешным, если упустил взросление детей и не имеет с ними теплых отношений?

Понятие успешного человека должно быть интегральным или цельным, полным. Можно обратиться к пирамиде Маслоу, в которой перечислены области человеческой деятельности и потребности, для реализации которых мы играем соответствующие роли – от добытчика до исследователя, от предпринимателя до менеджера, от сына или дочери до отца и матери. Сам принцип пирамиды не важен, можно привести и более простую классификацию: отношения (семья), дети, здоровье, работа (карьера или бизнес), богатство (финансы), общение (друзья), общественная жизнь, самообразование и т.п. Можно иметь выдающиеся достоинства в определенных сферах и полной провал в других. И тогда вряд ли это интегральный успех.

Люди, добившиеся высоких результатов в одной сфере деятельности, научились хорошо играть определенные роли, освоили известный метод или придумали свой. Подчас они много трудились, ведь гениями становятся не столько от рождения. Требуется инвестирование тысячи и десятков тысяч часов времени. Возможно, из-за этого не хватает времени ни на что другое.

Наиболее интересны люди, которые смогли добиться интегрального успеха, то есть они получили выдающиеся результаты хотя в одной сфере, а в других сферах жизни у них просто всё хорошо. Например, успешный инженер, имеет хорошую семью, он авторитет и наставник для детей, финансово благополучен, спортсмен, занимается саморазвитием и расширением кругозора, хороший друг и имеет общественные интересы, занимается исследованием и т.п. То есть человек-деятель имеет жизненное мастерство и имеет время для создания успешных систем в самых разных сферах жизни. Хотелось бы, чтобы такое было повсеместным. Потому и выдвигается требование интегрального успеха как способности создать одну из лучших систем как минимум в одной сфере и создавать хорошие системы во всех остальных сферах жизни.

Подведем итог данного раздела. Понятием «счастье» выражаем внутреннее состояние человека, которое отражает результат или ожидания удовлетворения личных потребностей, а «успех» касается устранения неудовлетворенностей других людей посредством создания успешных систем. К человеку-деятелю выдвигаются требования автономности и интегрального успеха, что соответственно означает способность самостоятельно формировать счастливые переживания и создавать успешные системы в разных сферах жизни.

______

Понятия: счастье, автономность; успех, интегральный успех.

  • [1]  В качестве поздравления с наступающим 2021 годом компания Boston Dinamics выпустила ролик с танцующими роботами, которые почти полностью эмитируют движения человека, включая прыжки: https://www.youtube.com/watch?v=fn3KWM1kuAw
  • [2]  Человек не может быстро перестраиваться и плодами цивилизации преимущественно пользовались следующие поколения
  • [3]  В конце XVIII века английский философ Иеремия Бентам провозгласил наивысшим благом «наибольшее счастье наибольшего числа индивидуумов» и назвал единственной достойной целью государства, рынка и ученого сообщества умножение мирового счастья. Ноам Ной Харари в своей книге "Homo Deus" размышляет над тем, что в 21 веке человечество, вероятно, сделает попытку обрести счастье, бессмертие и силы, подобные Богу. Последнее вполне правдоподобно, ведь даже современный человек плюс его экзокортекс для аборигена выглядел бы реальным божеством
  • [4]  Гуманитарный подход к счастью призывает просто чувствовать его в себе. Буддийский подход призывает не иметь желаний. Первый - не инструментальный и полагающийся больше на случай, чем на рукотворный процесс, а второй – сложно реализуемый из-за природы человека иметь бесконечные неудовлетворенности
  • [5]  В нормальном, не болезненном состоянии организм способен поддерживать баланс эндорфинов, серотонина и дофамина
  • [6]  Только активная ролевая деятельность позволяет устранить личные неудовлетворенности
  • [7]  Получение удовольствия от алкоголя и других стимуляций требуется постепенной увеличении дозы
  • [8]  Положительной результат в сложной интеллектуальной деятельности дарит несравнимую ни с чем радость. Когда вы в чём-то разобрались или смогли сделать сложное дело за счет своего интеллекта возникает благостное чувство. Архимеду приписывают восклицание: «Эврика!». Сложная интеллектуальная деятельность - это также лучший способ поднять самооценку
  • [9]  На картинке ниже показана схема, которую представил на защите эссе студент 4 потока курса «Введение в системное мышление» Валерий Рукавишников
  • [10]  Скорее всего, они не знают, как достичь признания, и потому смирились со своей участью
  • [11]  Например, известный артист – это созданная, в первую очередь, человеком-деятелем успешная система, которая в свою очередь удовлетворяет интересы многочисленных других людей
  • [12]  или рассмотрение успеха через создание успешной системы
  • [13]  В своей книге "Одураченные случайностью. О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни" Насим Талеб пишет, что "трудолюбие, осторожное отношение к риску («шкура на кону») и дисциплина (собранность как умение собрать себя в кучку) с большей вероятностью приведут к комфорту в жизни. Все остальное - за счёт чистой случайности, принятия громадных (и неосознанных) рисков или чрезвычайно удачливости. Тихий успех – это результат способностей и труда (жизненное мастерство), а дикий успех - результат отклонений"
  • [14]  Жизнь особенно несправедлива в моменте, но на более длительных промежутках время всё расставляет по местам
  • [15]  Деятель должен будет способен играть определенные роли в будущих проектах
  • [16]  Олдос Хаксли своем романе "Контрапункт" писал: "Мы часто забываем, что достоинства человека в одной области далеко не всегда свидетельствуют о его достоинствах в других областях. Ньютон был великий математик, но это ещё не доказывает, что его богословские теории чего-нибудь стоят…. Платон писал удивительно хорошо, и поэтому люди до сих пор продолжают верить в его зловредную философию. Толстой был превосходный романист, но, несмотря на это, его рассуждения о нравственности просто омерзительны, а его эстетика, социология и религия достойны только презрения. Эта несостоятельность во всем том, что не является прямой специальностью человека, у философов и учёных вполне естественна. Она почти неизбежна"

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие 2021»