Подсистемы, Надсистемы, а я маленький такой

По изучению 4той главы, учебные задания выглядели понятными и простыми, но после пары попыток выявления систем "в жизни", пришло понимание, что деление мира на связку систем - задача нетривиальная. С наскока её не взять, требуется навык, для наработки которого нужны тренировки.

На стадигруп выступил с инициативой-призывом пообсуждать какие-то примеры от коллег, студентов-участников. Энтузиазма это особого не вызвало, решил в одиночку попробовать в качестве тренировки рассмотреть гипотетический пример.
Прописанные результаты этапов размышлений приведены ниже.

Система-чёрный ящик:
Самолет для пассажирских перевозок

Надсистемы чёрного ящика(первая прикидка):

  • Авиакомпания,
  • Аэропорт назначения,
  • Завод-изготовитель самолёта;
  • Рынок пассажирских перевозок;

Системы окружения (первая прикидка):

  • Самолёты другие, той же модели (коллеги-конкуренты-альтернативы);
  • Самолёты других моделей (коллеги-конкуренты-альтернативы);
  • Рынок пассажирских перевозок (пассажиры в нужном количестве и нужной платежеспособности ) ;
  • Рынок труда (кадры нужной квалификации);
  • Атмосфера (погодные условия)

Задача-чёрный ящик:
Повысить коммерческую отдачу от полётов этого самолета;

Задача-прозрачный ящик (уточнение задачи), варианты:

  • уменьшить безполетное время простоя в ангарах Авиакомпании и (или) в ангарах Аэропортов назначения;
  • увеличить число рейсов (тот же самый результат, что в предыдущем пункте, но формулировка задачи настраивает на иную фокусировку) ;
  • увеличить загрузку пассажирами каждый из рейсов;

Целевая система:
Рейс самолёта, загруженного пассажирами.

Надсистема:
Авиакомпания.

Подсистемы:

  • собственно, сам Самолет, как транспортное средство и техническое устройство;
  • экипаж Самолета;

Системы окружения:

  • атмосферные условия;
  • службы аэропортов назначения (заправка-дозаправка, погрузка-разгрузка пассажиров и багажа, вывод-увод на взлетную полосу, диспетчерская служба);
  • конкурирующие авиакомпании и их авиапарк;

Системы создания:

  • маркетинговая служба авиакомпании (направления и число рейсов, время вылета-прилета, удобное для максимального пассажиропотока);
  • кассы авиакомпании (число проданных билетов);
  • техническая служба авиакомпании (минимальное время техобслуживания и, при необходимости, ремонта, готовность к внештатным ситуациям, наличие склада типовых запчастей);
  • кадровая служба авиакомпании (укомплектованное штатное расписание лучшими, из возможных, кадрами );
  • финансовая служба авиакомпании (заключённые договора с аэропортами назначения, согласован порядок оплат по заправке, обслуживанию и т.п. авиарейсов, выполнение учёта, распределения и графиков движения денежных средств между всеми участниками) ;

Наша система - зависит от нашей (или рассматриваемой) Роли в одной из систем.

Полный набор Ролей очень объёмен, т.к. систем, участвующих в решении задачи много, и каждая из систем многофункциональна.
Составление списка Ролей на этом этапе видится неуместным (пока непонятно как его использовать, куда применить?).

Какие дальнейшие шаги?
Либо ещё раз уточнить (сузить) задачу, и пройтись ещё раз, сначала, либо последовательно производить более детальную проработку-уточнение каждой из перечисленных систем.

Резюме метода:
1) на первом этапе, рассматриваются, как "чёрные ящики": целевая система, надсистемы и системы окружения. Так же, как "чёрный ящик", формулируется и задача, т.е. с какой задачей делается заход;
2) затем производим последовательные уточнения каждого из компонентов - производим "осветление ящиков";
3) при необходимости, п.2 повторяется до проявления "нашей системы", относительно которой делается завершающее представление/разбивка/детализация/описание/документация.

И, в качестве итогов этого эксперимента, мои впечатления:

  • процедура разбивки на системы-подсистемы оказалась довольно трудоемкой;
  • очень скоро уперся в предметную область, без представления о которой двигаться глубже бессмысленно, все становится умозрительным, нужна конкретика.
  • заниматься этим процессом в одиночку - не очень эффективно (для концентрации на задаче нужна запредельная Собранность). Возможно, это только мои индивидуальные особенности, но, думаю, что обсуждение в коллективе, сильно бы облегчило/ускорило процесс.
  • стали понятны заверения организаторов стадигруппы, что говорить о реальных проектах пока рановато.
    Но со своей стороны вижу, что количество учебных примеров желательно увеличить (для разнообразия и увеличения насмотренности).
  • пусть этот мой пример и останется в качестве одного из них.

Выкладываю в общий доступ с целью получить критику подхода, обращения внимания на допущенные ошибки и получение рекомендаций/советов, как делать лучше/правильнее/точнее/быстрее.
Спасибо.

#сиВСМ

Евгений, отличный заход! Напутали примерно везде. Уверен, вам будет интересно вернуться к вашему посту по окончанию ВСМ (или чуть позже) и без труда отметить/исправить все неточности.

Кажущаяся простота домашних заданий курсов ШСМ легко разбивается о и первый, и второй подход к письменному решению. Для меня это было одним из стимулов после завершения первого захода на СМ2019 сразу приниматься за второй. Но и при выполнении ДЗ/прохождении второго раза по курсу ошибок избеждать не удалось.

За название поста личный лайк.

Если пример разбиения подсистемы, надсистемы и целевые системы взять из тех проектов, в которых приходилось участвовать, то предполагаю, что процесс разбиения пошёл бы легче и во многом понятнее.
При прочтении курса ВСМ я во многом опираюсь на те рабочие (реже личные) проекты, в которых принимал участие и стараюсь выделять в этих проектах те описания /термины, которые встречаются на курсе. Это помогает “приземлиться” от теории на курсе к практике в жизни.