По изучению 4той главы, учебные задания выглядели понятными и простыми, но после пары попыток выявления систем "в жизни", пришло понимание, что деление мира на связку систем - задача нетривиальная. С наскока её не взять, требуется навык, для наработки которого нужны тренировки.
На стадигруп выступил с инициативой-призывом пообсуждать какие-то примеры от коллег, студентов-участников. Энтузиазма это особого не вызвало, решил в одиночку попробовать в качестве тренировки рассмотреть гипотетический пример.
Прописанные результаты этапов размышлений приведены ниже.
Система-чёрный ящик:
Самолет для пассажирских перевозок
Надсистемы чёрного ящика(первая прикидка):
- Авиакомпания,
- Аэропорт назначения,
- Завод-изготовитель самолёта;
- Рынок пассажирских перевозок;
Системы окружения (первая прикидка):
- Самолёты другие, той же модели (коллеги-конкуренты-альтернативы);
- Самолёты других моделей (коллеги-конкуренты-альтернативы);
- Рынок пассажирских перевозок (пассажиры в нужном количестве и нужной платежеспособности ) ;
- Рынок труда (кадры нужной квалификации);
- Атмосфера (погодные условия)
Задача-чёрный ящик:
Повысить коммерческую отдачу от полётов этого самолета;
Задача-прозрачный ящик (уточнение задачи), варианты:
- уменьшить безполетное время простоя в ангарах Авиакомпании и (или) в ангарах Аэропортов назначения;
- увеличить число рейсов (тот же самый результат, что в предыдущем пункте, но формулировка задачи настраивает на иную фокусировку) ;
- увеличить загрузку пассажирами каждый из рейсов;
Целевая система:
Рейс самолёта, загруженного пассажирами.
Надсистема:
Авиакомпания.
Подсистемы:
- собственно, сам Самолет, как транспортное средство и техническое устройство;
- экипаж Самолета;
Системы окружения:
- атмосферные условия;
- службы аэропортов назначения (заправка-дозаправка, погрузка-разгрузка пассажиров и багажа, вывод-увод на взлетную полосу, диспетчерская служба);
- конкурирующие авиакомпании и их авиапарк;
Системы создания:
- маркетинговая служба авиакомпании (направления и число рейсов, время вылета-прилета, удобное для максимального пассажиропотока);
- кассы авиакомпании (число проданных билетов);
- техническая служба авиакомпании (минимальное время техобслуживания и, при необходимости, ремонта, готовность к внештатным ситуациям, наличие склада типовых запчастей);
- кадровая служба авиакомпании (укомплектованное штатное расписание лучшими, из возможных, кадрами );
- финансовая служба авиакомпании (заключённые договора с аэропортами назначения, согласован порядок оплат по заправке, обслуживанию и т.п. авиарейсов, выполнение учёта, распределения и графиков движения денежных средств между всеми участниками) ;
Наша система - зависит от нашей (или рассматриваемой) Роли в одной из систем.
Полный набор Ролей очень объёмен, т.к. систем, участвующих в решении задачи много, и каждая из систем многофункциональна.
Составление списка Ролей на этом этапе видится неуместным (пока непонятно как его использовать, куда применить?).
Какие дальнейшие шаги?
Либо ещё раз уточнить (сузить) задачу, и пройтись ещё раз, сначала, либо последовательно производить более детальную проработку-уточнение каждой из перечисленных систем.
Резюме метода:
1) на первом этапе, рассматриваются, как "чёрные ящики": целевая система, надсистемы и системы окружения. Так же, как "чёрный ящик", формулируется и задача, т.е. с какой задачей делается заход;
2) затем производим последовательные уточнения каждого из компонентов - производим "осветление ящиков";
3) при необходимости, п.2 повторяется до проявления "нашей системы", относительно которой делается завершающее представление/разбивка/детализация/описание/документация.
И, в качестве итогов этого эксперимента, мои впечатления:
- процедура разбивки на системы-подсистемы оказалась довольно трудоемкой;
- очень скоро уперся в предметную область, без представления о которой двигаться глубже бессмысленно, все становится умозрительным, нужна конкретика.
- заниматься этим процессом в одиночку - не очень эффективно (для концентрации на задаче нужна запредельная Собранность). Возможно, это только мои индивидуальные особенности, но, думаю, что обсуждение в коллективе, сильно бы облегчило/ускорило процесс.
- стали понятны заверения организаторов стадигруппы, что говорить о реальных проектах пока рановато.
Но со своей стороны вижу, что количество учебных примеров желательно увеличить (для разнообразия и увеличения насмотренности). - пусть этот мой пример и останется в качестве одного из них.
Выкладываю в общий доступ с целью получить критику подхода, обращения внимания на допущенные ошибки и получение рекомендаций/советов, как делать лучше/правильнее/точнее/быстрее.
Спасибо.
#сиВСМ