Доставка «последней мили» на орбиту

В рамках задания к первой теме Системного менеджмента 2021 «Практика — объект первого класса» хочу обсудить новость новой практики доставки маленьких спутников на орбиту. Я немного сомневаюсь, насколько это правильно назвать практикой, но «правила большого пальца» выполняются: По доставке на орбиту есть много учебников, орбитальная механика — это дисциплина. И появляются всё новые технологии доставки.

Как раз о новой такой технологии и новость. Новость свежая, аккуратно на день космонавтики 12 апреля, так что свежая — всё честно. Но за проблемой «последней мили» я слежу внимательно, и тут есть уже тренд, и написать я про него хотел давно.

Итак новость:

Exotrail анонсировала космический буксир

Аппарат под названием SpaceVan позволит клиентам французского стартапа доставлять свои небольшие спутники на орбиты различной высоты и наклонения.

SpaceVan сможет взять на борт до 400 килограммов полезной нагрузки и будет приводиться в движение плазменными двигателями серии ExoMG собственной разработки Exotrail. Благодаря им аппарат сможет выполнить манёвр смены орбитальной плоскости за три месяца, а подъём высоты орбиты на 100 километров – за две недели.

Дебют SpaceVan состоится в октябре 2023 года: космический буксир будет запущен на ракете SpaceX Falcon 9. В 2024 году Exotrail планирует запустить ещё как минимум три миссии с участием аппарата на различных носителях.

Суть изменения технологии в следующем:

Как обычно доставляют космические аппараты на орбиту? На ракете. Ракета имеет какую-то грузоподъемность, для простоты пусть будет 1000 кг. Космические системы давно прошли путь от интегрированных систем к федерированным, и поэтому новые спутники редко попадают ровно в грузоподъемность, например заказали вывести спутик массой в 600 кг. Итого получается, что есть 400 кг «лишней» массы (Профицит массы в 2020 году составил 45 тонн, кому интересно, я об этом писал в своём блоге). На эту массу на ракету могут «навесить» спутники поменьше. Этакий автостоп. Проблема в том, что полетят они туда же, куда и большой спутник, а не всем так хочется.

Вот это называется проблемой «последней мили», её и планирует решить компания из новости. Дополнительно навешивается спутник, который сам может нести спутнички поменьше и увезти их на другие орбиты, а не туда куда основную.

Таких компаний много, это уже тренд. Настолько тренд, что пусковые операторы даже собирают пуски только из маленьких аппаратов, которые потом разбегаются кто-куда.

Пока реально «в железе» система воплощена только у компании D-Orbit. Но года через 2-3 я уверен разработчики малых космических аппаратов могут даже и не знать на какой ракете их спутник доставят на орбиту.

Да, “орбитальная последняя сотня миль на буксире” – это вполне практика со своей дисциплиной и своей технологией в некотором разнообразии. Плюс ещё наличие сервисов орбитальной буксировки, выполняющих эту практику.

как же тесен мир, теперь и здесь тебя встретил

по посту - то есть я правильно понял (от тебя и из новости не очень ясная картина):

  • на орбиту выводиться основная масса и упаковка мелких спутников с буксиром
  • буксир решает проблему последней мили
  • буксир сделал свое дело, буксир ушел в атмосферу
или
  • буксир запустили отдельно
  • появилась задача доставить определенный спутник до нужной орбиты
  • буксир захватил спутник и доставил
  • буксир ждет следующую задачу
Второй вариант на самом деле кажется красивей и продуктивней, потому что позволит решать множество задач. Проблема будет только в заправке и тяге

?
Сейчас речь идёт о первом варианте, но повсеместно говорят и о втором, когда после того как он сделал своё дело может еще с собой кого-нибудь захватить, кому на орбите уже делать нечего, или разогнать тем, кому есть.

Орбитальное обслуживание нарождающаяся практика. С одной стороны, у человечества был Шаттл, который ровно для этого создавался, но оказался очень дорогим и опасным. С другой стороны у нас есть МКС, которая «содержит» всю инфраструктуру обслуживания. А вот для спутников такой инфраструктуры нет.

Есть КА MEV-1, который успешно продемонстрировал, что можно продлить жизнь спутникам на геостационарной орбиты. И это уже не новость, он это 2 года назад продемонстрировал.

И довольно успешно двигается в эту сторону японская компания Astroscale, разрабатывая универсальные адаптеры, которыми предполагается оснащать будущие спутники.

Это не единственные примеры. Человечество, в принципе, двигается в сторону «осознанного» использования пространства, в том числе и космического. И мой прогноз, что еще при нашей жизни на орбиты введут эшелоны, как у самолётов, и обяжут «прибирать» за собой. Это в интересах компаний первопроходцев технологии. :slight_smile:

Выходит, что практика доставки на орбиту совершенствуется: дисциплина старая, а технология новая.

Однако тогда должна поменяться какая-то подпрактика, обеспечивающая создание новой технологии. Правильно ли я понимаю, что это практика создания плазменных двигателей. То есть у ребят в Exotrail получилось принципиально по-другому, и с новой дисциплиной, и с новой технологией делать дело “постройка плазменных двигателей”?