Про системное саморазвитие. Итоги или....Начало

Вот и прошли три интересных месяца. В них уложилось очень много событий. Изменился не только я. Изменился весь мир.
Жизнь заставляет приспосабливаться к новым условиям. К каким-то из них я был готов, какие-то стали шоком, огромная часть прошла незамеченной. Всё проходит - и это пройдёт.
В январе я понимал, что буду писать этот пост. Иногда даже гадал каким он будет. Что-ж, Focus To-Do включен, Tick-Tick напомнил о задаче…..

Приступим к рассмотрению моих результатов курса "Системное саморазвитие" на сегодняшний день.

Список написанных постов:

  1. СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ — И Я СКАЖУ, КТО -ТЫ. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ЧЕЛОВЕК ФОРМИРУЕТ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ, А В КАКОЙ — СРЕДА ЧЕЛОВЕКА?
  2. СОБЕРИСЬ, ТРЯПКА!
  3. МОЗГИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ.
  4. ПРОПИТЫВАНИЕ В ПУТИ
  5. ПРОДАЖА ЛИЧНЫХ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЕЙ
  6. КТО ВЫ ПО РОЛИ?
  7. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК…
  8. ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОСХОДЯЩИЙ, ТО ТЫ — НИСПАДАЮЩИЙ.
  9. СКОЛЬКО НЕ СДЕЛАНО, СКОЛЬКО НЕ СДЕЛАНО… А СКОЛЬКО ЕЩЁ ПРЕДСТОИТ НЕ СДЕЛАТЬ!!!
  10. ПРО МЕНЕДЖЕРОВ
  11. ЭТИКА ВНУТРИ ПРАКТИКИ
  12. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ
    К своему удивлению я обнаружил, что посты пишутся достаточно легко. В голове уже было много идей, которые требовалось систематизировать. Практика мышления письмом попала очень "в жилу". Теперь я понимаю для чего люди интеллектуальных профессий ведут свой блог (даже за вычетом пиара) и в планах сформировать собственную политику ведения блога - что-то хочется постить в блог Школы, что-то в соц. сети, что-то только для себя или для узкого круга людей. При этом хочется иметь возможность собрать все посты в одном месте. И иметь быстрый поиск по ним.

    Один из постов даже попал в дайджест Школы. Было очень странно и где-то даже стращно увидеть свой пост в еженедельной рассылке. Да ещё и на красном фоне. Казалось, что он пишется для себя или для своей учебной группы. А тут вдруг….. :)

По ходу курса из прикладных практик мне удалось освоить:

  • Практику помодорро. Не могу сказать, что я владею этой практикой в совершенстве, но при необходимости удаётся её реализовывать. На курсе я получил понимание зачем нужна собранность, как ею пользоваться и тренировать.
  • Практика мышления письмом. По итогам курса написано 12 продуманных постов по различным темам. Это на порядок больше, чем за всеь прошлый год. При этом прочитанный материал теперь не просто "загружается" в голову, а попутно оседает в личной базе (Цеттелькастен в Obsidian). Он будет ещё много раз переструктурирован, дополнен и этот процесс бесконечен. Сейчас я очень жалею, что не размышлял письменно над многими толковыми книгами. Есть хороший повод их перечитать.
  • Практика потребления информации. До курса я понимал, что важно отбирать источники информации и суть потребляемой информации. Но я даже не предполагал, что это важно НАСТОЛЬКО(!). Принцип "ты - то, что ты ешь" относится не только к физической пище, но и к пище для ума. Сформировал несколько источников информации, которыми вполне заполняется свободное время и потребляется качественная и нужная информация.
  • Практика инвестирования времени. Эта практика осваивалась параллельно практике помодорро с помощью таймера и отслеживания инвестированного времени. Раньше проблемой было отличить время "использованное" от времени инвестированного. Сейчас я считаю инвестированным только время, когда внимание полностью собрано на задаче. Так проще и точнее. Попутно обнаружил в своей жизни много действий с отрицательной полезностью труда. Постепенно их вычищаю и заменяю на более полезную деятельность.

    Новые прикладные практики за время курса я не осваивал. На это просто не оставалось времени. Когда я принимал решение пойти на курс - мне казалось, что у меня есть порядка 10-12 часов в неделю для обучения. Но оказалось, что я ошибался. До 10 часов самостоятельной работы за неделю мне ни разу так и не удалось добраться. В первую очередь за счёт того, что я оценивал суммарное время, а не "собранное" (см. описание соответствующей практики).

Отсюда некоторые ограничения для последующей образовательной траектории. Я планирую начать осваивать прикладные практики воспитания детей, тайм-менеджмента, управления финансами и параллельно по онлайн учебнику пройти "Онтологику и коммуникации" и "Образование для Образованных". Время придётся распределять между несколькими работами и выделить на каждую по 10 часов не получится, поэтому буду ставить две практики (одну попроще и одну посложнее) одновременно, но помедленнее.

На курсе я понял разделение дисциплин и трансдисциплин. Пока моя прикладная практика кормит меня и семью, я могу себе позволить изучать трансдисциплины (в планах - онтологика, системный фитнес и потом добраться до этики и системного мышления). Подход, что "не надо учиться впрок" с одной стороны близок, с другой - кажется опасным (есть риск не успеть освоить практику на нужном уровне к нужному моменту. Выглядит как тема для поста.). Что же, поставлю шкуру на кон и проверю этот принцип на себе. Профессии "Системный аналитик" придётся подождать.

За время курса удалось прочитать, поразмышлять и занести в личную базу:

  1. Учебник "Системное саморазвитие 2021".
  2. Зонке Аренс «Как делать полезные заметки».
  3. Кэл Ньюпорт "Цифровой минимализм".
  4. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни.
    Посмотрел на это по ходу написания поста и удивился - а ведь это по одной толковой книге в месяц! При постановке хорошей практики чтения и ведения заметок, можно увеличить количество раза в полтора без больших проблем!

Не могу сказать, что у меня заметно расширился круг интересов. Мне и так было многое интересно - от программирования встроенных систем(embedded), до разработки пользовательского интерфейса; от проблем воспитания детей и отношений в семье, до устройства общества, государств, мировых взаимоотношений.
В общем, я видимо один из тех, кто хорошо разбирается в экономике, политике и футболе. Но что-то постояно мешает.


Если серьезно - то стало понятно для чего интересы нужны, как их тестировать и выделять на них время. Из профессиональных интересов я хочу расширить кругозор с помощью знакомства с практиками айтишных системных аналитиков, из досуговых - игру на гитаре fingerstyle и игру на губной гармошке. Это вдобавок к уже практиковавшимся плаванию, ноузворку, воспитанию детей и т.д.

В работе я инстинктивно стал выделять предпринимательские, менеджерские и инженерные роли, переходы коллег между ними. Думаю, не всегда выделяю верно, но уже вижу различия между ними. Такой автоматизм выделения ролей и переходов между ними напоминает "калибровки" из НЛП. В какой-то момент начинаешь их выделять автоматически и что-то изнутри головы начинает подсказывать - обрати внимание на эти слова, кажется мы уже говорим не с воодушевлённым предпринимателем, а со строгим менеджером. Впрочем, голоса в голове это уже из другой сферы.

С подбором точных слов - беда. У программистов вообще тяжело: они измеряют длину в килограммах, объём в гектарах и скорость в метрах. Поэтому следующей трансдисциплиной в моей образовательной траектории стоит онтологика.


Пока что у меня не получается встроить практику помодорро в ежедневную рабочую деятельность - это задача на ближайшие пару месяцев.
В качестве некооторого сопадения - по ходу курса я начал работать с психотерапевтом (ну не пропадать же ДМС-у). С одной стороны - я к этому подходил года два. С другой - курс помог понять какой рабочий продукт я хочу получить, что помогает отслеживать прогресс и объяснять инженеру человеческих душ свои потребности и неудовлетворенности.

Я хочу далее немного сбавить темп, но сохранить систематичность занятий. К концу курса ощущение недосыпа стало моим постоянным спутником и буду это исправлять. Именно для этого в первую очередь мне необходимы практики тайм-менеджмента. Перед началом курса я прикинул сколько времени уходит на видеоигры и решил, что можно направить это время на обучение. В целом - решение верное, но есть нюанс - у времени есть качество (необходимо быть собранным). И обучение требует намного больше собранности, чем досуговые занятия.
На обучение на курсе мне удалось выделить 98 часов на самостоятельную работу и 30 часов (2.5*12) на занятия с преподавателем. Итого - 128 часов. Как ни странно - в среднем около 10 часов в неделю, близко к расчетным (при оценке своих ресурсов я не делал разделения на самостоятельную работу и семинары). (тут я ошибся - помодорро показывал 98 часов, но в них оказалось учтено время двух-трехлетней давности).
На обучение на курсе мне удалось выделить 70 часов на самостоятельную работу и 30 часов (2.5*12) на занятия с преподавателем. Итого - 100 часов. Как ни странно - в среднем около 8 часов в неделю, близко к расчетным (при оценке своих ресурсов я не делал разделения на самостоятельную работу и семинары).

Одним из критериев качественного курса для меня является наличие в нём принципов, понятий и технологий из других курсов, которые я прошёл и освоил на практике. Системное саморазвитие подпадает под него полностью. В нём не только встречается огромное количество практик из других сфер, но и объясняется почему это так. То есть мой эмпирический опыт подтверждается теорией.
Надеюсь, этот пост стоил того, чтобы Вы прочитали его до конца и инвестировали это время с пользой (а не увеличили отрицательную полезность своего труда).

Закончилась очередная "помидорка". Скоро можно будет поставить галочку в трекере напротив очень большого и важного личного проекта.

С уважением и благодарностью Создателям Школы Системного мышления и курса "Системное саморазвитие",
Александр

Александр, отличное прохождение курса. У вас один из лучших результатов, и я очень рад как вы работали на курсе. Вы выбрали подходящее название поста. Можно подвести итоги: систематизировать опыт и посмотреть на результаты курса. А с другой стороны, можно сказать, что это начало новой жизни. На своем веку человек может прожить много жизней. “Новая жизнь” - это смена мировоззрений. Обычно такое происходит с возрастом: из детства в юность и т.д. Но я очень рад, что помогаю людям увидеть новые смыслы жизни в любом возрасте. А обратная связь сильно мотивирует, большое спасибо за пост. Надеюсь, что мы обязательно продолжим совместно менять мир к лучшему!

Не удержался и написал свой пост по мотивам вашего, Александр! Спасибо за мотивации и новые мысли, на основе которых я смог развить свои. Вот так и происходит развитие человека и человечества, так за счет своих мыслей мы меняем мир. Ведь, кто-то потом прочтет и мои мысли, и разовьет свои. Telegram: Contact @systemsthinkinglife

Отличный пост по итогам курса. Изменения в жизни должны быть именно таким как Вы и их и описали. Желаю новых успехов в бесконечном саморазвитии. Спасибо за пост.

Александр, спасибо за пост!
Очень круто, что удалось получить такие результаты. Рада, что помогли)) Надеюсь, поможет и дальше осваивать личную образовательную траекторию)

Спасибо, Церен.
Это очень высокая оценка для меня.

Анна, спасибо за курс.
Он оказался много полезнее, чем ожидал по описанию.
А дальше - поживём, увидим.

Только закончил первую неделю курса. Интересно было прочитать как оно там, на другом берегу.
Мотивирует! Спасибо за пост, надеюсь за прошедший год вам удалось воплотить ваши планы в жизнь.

Планы - ничто. Планирование - всё.
Роли мужа и отца плюс новая роль на работе внесли серьёзные корректировки. В первую очередь из-за необходимости быстро освоить несколько прикладных практик.

Но принцип, что не стоит учиться прикладным практикам учиться впрок себя оправдал.

Сейчас удаётся с трудом вернуться к планированной траектории по трансдисциплинам. Собранность на большом промежутке не менее важна, чем собранность в моменте)