Встретил в литературе упоминание необходимости разбить дело на этапы. Это объяснялось тем, что на разных этапах - разные задачи. А потому к ним тоже необходимо подходить по-разному. А точнее думать по-разному.
Эта распространённая модель укладывается в три состояния:
- мечтатель
- исполнитель
- критик
или
- Получить данные
- Обработать их
- Оценить результат
Различаются эти состояния только фокусом внимания и конечным продуктом. Интересно, что эти различия по сути находятся внутри исполнителя. То есть человек должен последовательно проходить различные состояния и "удерживать" себя в нужном состоянии до завершения этапа. Причём нюансы состояний отличаются в зависимости от вида деятельности - каллиграфия/письмо/работа с экзокортексом/управление автомобилем. А вот умение удерживать себя в нужном состоянии - универсальное.
Для меня так родилось объяснение почему собранность является одним из ключевых видов мастерства. Именно оно во-многом определяет качество результата. Особенно в интеллектуальной деятельности. И следующим шагом я попробовал разложить из каких "кирпичиков" состоит это мастерство. Для "качественной" собранности я выделил:
- умение удерживать себя в различных состояниях
- переход из одного состояния в другое. Например, когда по ходу помидорки замечаешь отвлечение надо себя "вернуть взад"
- рефлексия текущего состояния. Для понимания, что состояние потеряно и надо что-то делать.
Думаю, если какой-либо пункт из этой троицы выпадает - быть достаточно собранным не получится.
Для меня эти размышления оказались полезны указанием направления тренировки собранности. Сложный навык можно разбить на цепочку составляющих и тренировать каждую составляющую по отдельности. Для меня тренировка собранности таким образом разложилась на :
- Тренировку удержания себя в некотором состоянии - примерно это описывают разного рода медитации, наблюдение за неподвижными(медленно и монотонно движущимися) предметами.
- Тренировку перехода в разные состояния - тут можно использовать целую кучу актёрских техник по приведению себя в нужное состояние. Причём тут важно не удержать себя в состоянии, а именно переключиться. Особенно полезно может быть переключаться в состояние покоя, как промежуточную точку для всех дальнейших переходов.
- Тренировку рефлексии. Сложный и непонятный для меня момент - как не отвлекаясь заметить, что отвлёкся. Тут заложена своеобразная шизофрения. Но "тренировка шизофрении" звучит странно. Без санитаров под рукой начинать не стоит. На ум приходит ещё врЕменный переход в некотрое "начальное" состояние, из которого можно оценить последнюю минуту. Но само переключение состояние уже можно считать "отвлечением".
Разумеется при этом тренировку комплексного навыка/мастерства никто не отменял. И учебник, и рабочая литература всегда будут иметь место в расписании рабочего дня.
P.S. Обнаружил, что этот пост не опубликован только по просмотру итогов за весь курс. Ещё одно доказательство необходимости собранности.