Соберись, тряпка!

Встретил в литературе упоминание необходимости разбить дело на этапы. Это объяснялось тем, что на разных этапах - разные задачи. А потому к ним тоже необходимо подходить по-разному. А точнее думать по-разному.

Эта распространённая модель укладывается в три состояния:

  • мечтатель
  • исполнитель
  • критик

или

  • Получить данные
  • Обработать их
  • Оценить результат

Различаются эти состояния только фокусом внимания и конечным продуктом. Интересно, что эти различия по сути находятся внутри исполнителя. То есть человек должен последовательно проходить различные состояния и "удерживать" себя в нужном состоянии до завершения этапа. Причём нюансы состояний отличаются в зависимости от вида деятельности - каллиграфия/письмо/работа с экзокортексом/управление автомобилем. А вот умение удерживать себя в нужном состоянии - универсальное.

Для меня так родилось объяснение почему собранность является одним из ключевых видов мастерства. Именно оно во-многом определяет качество результата. Особенно в интеллектуальной деятельности. И следующим шагом я попробовал разложить из каких "кирпичиков" состоит это мастерство. Для "качественной" собранности я выделил:

  • умение удерживать себя в различных состояниях
  • переход из одного состояния в другое. Например, когда по ходу помидорки замечаешь отвлечение надо себя "вернуть взад"
  • рефлексия текущего состояния. Для понимания, что состояние потеряно и надо что-то делать.

Думаю, если какой-либо пункт из этой троицы выпадает - быть достаточно собранным не получится.

Для меня эти размышления оказались полезны указанием направления тренировки собранности. Сложный навык можно разбить на цепочку составляющих и тренировать каждую составляющую по отдельности. Для меня тренировка собранности таким образом разложилась на :

  1. Тренировку удержания себя в некотором состоянии - примерно это описывают разного рода медитации, наблюдение за неподвижными(медленно и монотонно движущимися) предметами.
  2. Тренировку перехода в разные состояния - тут можно использовать целую кучу актёрских техник по приведению себя в нужное состояние. Причём тут важно не удержать себя в состоянии, а именно переключиться. Особенно полезно может быть переключаться в состояние покоя, как промежуточную точку для всех дальнейших переходов.
  3. Тренировку рефлексии. Сложный и непонятный для меня момент - как не отвлекаясь заметить, что отвлёкся. Тут заложена своеобразная шизофрения. Но "тренировка шизофрении" звучит странно. Без санитаров под рукой начинать не стоит. На ум приходит ещё врЕменный переход в некотрое "начальное" состояние, из которого можно оценить последнюю минуту. Но само переключение состояние уже можно считать "отвлечением".

Разумеется при этом тренировку комплексного навыка/мастерства никто не отменял. И учебник, и рабочая литература всегда будут иметь место в расписании рабочего дня.

P.S. Обнаружил, что этот пост не опубликован только по просмотру итогов за весь курс. Ещё одно доказательство необходимости собранности.

Александр, спасибо за пост!
Все-таки лучше бы не обозначать состояния как роли, иначе будет путаница) ну и все эти “получить данные, обработать, получить результат” это некоторое описание “внутрянки” собранности (что там с вниманием).
три составляющие и есть три функции сознания из главы 3) бесперебойное удержание внимания, понятийное наведение, осознание (не рефлексия, это постфактум, а осознание на лету).

Если честно, этот пост провисел в черновиках неопубликованным порядка месяца. (Ага, вот она собранность…)
Отсюда некоторая путаница состояний, ролей, понятий.

До курса я не осознавал, что мастерство собранности настолько важно и фундаментально.