Простая учебная система - Балкон с сеткой

Для проработки материала главы 4 курса ”Ведение в системное мышление 2022” я выбрала простую бытовую систему - балкон с сеткой. Роли в проекте “Установка сетки на балконе”: семья, живущая в квартире, их коты, установщик сетки, домоуправление, которое дало разрешение на нахождение сетки на балконе.

Начнём с надсистемы, которая содержит эту целевую систему. Это квартира, в которой проживает семья с котами. Проверим по условию эмерджентности: у надсистемы уже нет свойства “предохранять кошек от падения с балкона”. Помимо системы “балкон с сеткой” в эту надсистему могут входить системы “кухня с электрической плитой”, “санузел с ванной”. Эти системы будут для системы “балкон с сеткой” являться системами окружения. С географической точки зрения, это системы дальнего окружения. Системой ближнего окружения будет, например, комната с дверью на балкон.

Перейдём на уровень ниже к подсистемам. В целевой системе выделяю следующие части: балкон + металлический каркас + сетка + крепежи. Почему я называю балкон с сеткой с сеткой системой? По отдельности ни одна из этих частей не имеет свойство “предохранять кошек от падения с балкона”. Если же все части специальным образом соединить в систему балкон с сеткой, то этот эффект появляется. Подсистемами, к примеру, системы “крепежи” будут хомутки и защёлки.

Закончим рассмотрение системой создания: Сборщик + Инструменты. Если бы я выделила вниманием систему “установка сетки на балконе”, то включила бы Сборщика в целевую систему. Такого рода системы-процессы более сложны для анализа, поэтому я намеренно зафиксировала целевую систему как физический объект.