Размышления про образовательную траекторию

Я - сторонник эволюцинного подхода к развитию. Нормальное развитие идёт от простого к сложному. Через обострение и разрешение противоречий, но принцип тот же - сначала что-то очень простое, потом усложнение.

Хорошие методы обучения, которые мне встречалось в жизни всегда соответствовали этому принципу. Когда речь идёт о развитии человека, то к постепенному развитию помимо прочего добавляется ответственность за собственные действия.

Два очень важных компонента саморазвития - план обучения (или образовательная траектория) и инвестирование времени (календарь, планирование). В детском саду и то, и другое за человека определяют "старшие". У ребёнка, как правило, нет возможности составить собственное расписание занятий или выбрать только интересные занятия. По мере взросления, человек получает чуть больше свободы - школа описывает образовательную траекторию единую для учеников, но появляется свобода в выборе кружков и необходимость планировать время. Планировать так, чтобы хватало и на домашние задания, и на досуг, и на сон. В полной мере это умение планировать календарь и повторять образовательную траекторию проявляется в ходе экзаменов (выпускные и вступительные, включая подготовку к ним). Различные улучшения процесса, которые я знаю сводятся к ускорению освоения этих навыков.

Далее ситуация усложняется. Человеку даётся выбор образовательной траектории (или отказ от выбора, среднее образование обязательно, а высшее - нет). Этот предпринимательский выбор сделать непросто. Существует множество ограничений. В ВУЗе обучение проходит во многом так же, как в школе - разве что ещё больше свободы в планировании и выборе дополнительных предметов для изучения.  В прогрессивных ВУЗах студентам предоставляется очень много предметов для изучения, однако, некоторая "канва" основной специальности всегда остаётся неизменной. Как правило, на этом этапе человеку не приходится (по задумке, но увы, не всегда в реальности) задумываться о крыше над головой, куске хлеба и необходимости кормить семью.

Это добавляется позже - когда человек приходит на работу (начинает применять прикладные практики для заработка денег) и уже никто не напоминает ему о необходимости учиться. Более того - уже мало кто напомнит о такой необходимости. Постепенно свободного времени, которое можно выделить на обучение становится меньше - из-за новых обязанностей, старения организма, появления новых интересов и отвлекающих факторов. Я не беру сейчас в расчёт такие редкие события, как встреча с чудом, в результате которого человек начинает отчётливо представлять сферу своих интересов, намечает путь и начинает идти по нему полностью самостоятельно (вдобавок, начав с образования, а не "набивания шишек"). Так везёт не всем, это пока прерогатива "длинных хвостов".

На предыдущих этапах человеку ни разу(!) в явном виде не приходилось формировать свою образовательную траекторию полностью самостоятельно. Это большей частью делалось за него. Максимум, что приходилось делать - выбирать из нескольких вариантов. При этом уже совершался предпринимательский выбор - направления развития, предметов и ВУЗов. Сегодня составление собственной образовательной траектории становится необходимой практикой (aka "выбирайтесь своей колеёй"). Хороших и продуманных моделей, методик и практик для этого я не видел до недавнего момента.

Александр, спасибо за отличный пост!
Да, личная образовательная траектория сейчас просто-таки нужна, без нее какое-то систематическое обучение проходить сложно. А без обучения новым ролям и практикам сложнее будет преуспеть)