Да кто это такие ваши трансдисциплины!

После прочтения первой главы курса Введение в Системное мышление я заметил, что плохо понимаю понятия мыслительное мастерство, интеллект, трансдисциплина, модель/теория/дисциплина, прикладная дисциплина. В этом посте опишу своё текущее понимание и вопросы, которые у меня остались.

Что такое модель/теория/дисциплина

Модель/теория/дисциплина описывает реальность, выделяя в ней что-то важное. То, что выделяется, на что обращается внимание, называем понятием. Дисциплина - это набор понятий и связей между ними, которые принято/выгодно выделять, чтобы далее использовать в какой-то деятельности. Чем популярнее вид деятельности, тем скорее используют и дорабатывают дисциплину. Нет деятельности - нет выгоды в выделении из реальности тех частей, на которые обращается внимание во время деятельности - нет дисциплины. Аккуратно назовём эти дисциплины прикладными.
Когда же говорим о трансдисциплинах, то подразумеваем дисциплины с особенными свойствами и которые скорее всего используют в определенном виде деятельности. Какие это свойства и каков вид деятельности?
Трансдисциплины особенны тем, что их понятия используются в других дисциплинах. Используют трансдисциплины при изучении прикладных дисциплин или когда выбирают, какую прикладную дисциплину изучать или непосредственно использовать.

Зачем нужны трансдисциплины

Почему не добавлять понятия трансдисциплин непосредственно в каждую из дисциплин, в которых они могут понадобиться? Зачем эти дисциплины выделять в отдельную категорию?
Прикладные дисциплины могут быстро меняться, развиваться, они могут отличаться в разных культурах. Их много, и они изменчивы. Трансдисциплина собирает в себе те понятия, которые вероятнее всего используются в некоторых прикладных дисциплинах. Изученная трансдисциплина добавляет ясности при изучении прикладных дисциплин, и за счёт этой ясности/знакомости/понятности происходит ускорение в изучении прикладных дисциплин, которые используют язык трансдисциплины.Изучили одну трансдисциплину - и уже не нужно с трудом пробираться через совсем незнакомые понятия дисциплин, неизвестно почему взявшихся в этих дисциплинах.

Слова, которые ассоциируются со связью трансдисциплин и дисциплин: ясность, скорость, упрощение, важность, ёмкость, понятность, уверенность, знакомость, усиление, эффективность.

Что такое интеллект и мыслительное мастерство

Интеллект это функциональный объект, чья функция - мыслить. Мыслить - значит что-то вычислять, создать что-то, что поможет приступить к действиям. Если всё понятно, потребности закрываются и проблемы решаются "на автомате", то мышления не происходит. Чем более сложные проблемы в состоянии интеллект обработать и предложить понятное поведение для решения этих проблем, тем выше мыслительное мастерство. А вот почему именно трансдисциплины помогают легче разбираться со сложными проблемами для меня остаётся вопросом. Я бы сказал, что всякие дисциплины этому способствуют, как прикладные, так и трансдисциплины.

Вопросы, на которые я бы хотел получить ответы.

1) Что развивает мыслительное мастерство? только ли знание трансдисциплин?
2) бывают ли практики трансдисциплин? Транспрактики? трансдисциплина+технология для создания рабочих продуктов.
3) Если есть практики трансдисциплин, и можно создавать рабочие продукты, то можно ли назвать трансдисциплины Прикладными? подмножеством/спецификацией прикладных?
4) можно ли сказать, что привычка применять какую-либо трансдисциплину при работе с прикладными практиками означает отсутствие мышления и не использующийся интеллект? Означает ли высокое мыслительное мастерство, что человек может решать сложные задачи, не применяя интеллект, не проводя им сложных вычислений?
5) Если интеллект перестаёт включаться, значит ли что мыслительное мастерство может ухудшаться и для его поддержания нужно решать всё более сложные задачи?

Могу попробовать дать ответ на 5 вопрос. Как мне кажется в данном случае уже говорится про стадию “неосознанной компетентности”, то есть выполнение задач происходит без задействования “медленного мышления”. Однако в любой деятельности могут появляться новые задачи, даже при достижении мастерства, которые потребуют задействовать “мыслительное мастерство”. Или же, некоторые, достигнув мастерства по одному направлению, стремятся достичь таких же результатов в другом направлении. При этом для достижения лучших результатов в новом направлении могут использовать предыдущий накопленный опыт, привычки и трансдисциплины. Для меня ярким примером является советский спортсмен Бобров Всеволод Михайлович - олимпийский футболист и хоккеист. При этом в начале пути он в большей степени занимался футболом и хоккеем с мячом и только потом стал развиваться в хоккее с шайбой.
Если же в текущей деятельности не возникают более сложные задачи, либо вы не начинаете пробовать себя в новом для себя направлении, то “мыслительное мастерство” действительно может ухудшаться, так как для вас становится комфортным действовать автоматически, а следовательно применение не требуется.

Меня заинтересовал вопрос о “транспрактиках”. Я не встречал такого понятия пока, но оно мне кажется очень уместным. Транспрактика это практика, на основе которой могут строиться другие практики, и которая может использоваться для решения разных задач. Практику мышления письмом я бы назвал транспрактикой, т.к. она может решать огромное поле проблем. Но сейчас я попытался найти пример практики, которая используется узко, которую нельзя назвать “транспрактикой” и не смог найти. Практика документации требований, практика ведения дневника, практика наведения чистоты, практика шэринга – все претендуют на некоторую универсальность и могут решать разные проблемы, могут быть частями разных дисциплин.