Потребности и требования системы «Деятель»

Наша целевая система – «Деятель»

В главе 5 рассматривали человека-деятеля как совокупность ролей, которые он играет в многочисленных проектах. В прошлом разделе говорилось, что от количества успешных проектов и ролей зависит насколько жизнь человека будет интересной. В этом разделе поговорим о том, чем должен обладать человек-деятель, которому суждено играть разнообразные роли в текущих и будущих проектах.

Будем представлять человека-деятеля как систему, которая задействована в разных проектах. Мы уже ранее рассматривали человека как платформу, и изучали её устройство. Но здесь сосредоточимся на требованиях к человеку-платформе или к человеку-деятелю[1]. Обычно в проектах сначала изучаются требования к системе, а исходя из этого определяется устройство системы (архитектура и неархитектурные части), но часто система уже бывает готова и ее нужно перестроить под новые требования. Вот это наш случай.

Мы знаем общее устройство нашей системы «Деятель» исходя из модели «Человек-платформа", которая состоит из трёх платформенных уровней. Разбираясь с требованиями к системе, мы сможем лучше понять важность изучения трансдисциплин и прикладных практики, а также как создавать систему «Деятель». Данное рассмотрение мы сделаем по аналогии с рассмотрением системы "автомобиль".

Представим себя на месте команды разработчиков легкового автомобиля. Автомобиль будет нашей системой. Мы понимаем, что наши клиенты будут использовать автомобиль в разных ситуациях. Например, в поездках на работу в городе, на рыбалку, в дальних путешествиях или в качестве транспортного средства на торжество.

Наша система «автомобиль» входит в состав таких систем-поездок, как: поездка на работу, поездка на торжество, поездка на рыбалку, поездка в горы. Данные поездки можно назвать проектами, которые будут системами обеспечения для соответствующих целевых систем: доставленный на работу работник или рыбак к плохо проходимому месту рыбалки, доставленная к месту отдыха и обратно семья горнолыжников, получившие радостные переживания участники торжества.

Многочисленные заинтересованные лица имеют требования к данным проектам, и, как мы знаем такие требования к надсистеме[2] называются потребностями. Пример потребностей[3]: комфортная поездка без укачиваний, проезд к труднопроходимому месту рыбалки, не ударить в грязь лицом перед коллегами, безопасная поездка в горы с оборудованием и т.п.

Наш автомобиль должен одновременно удовлетворять всем требованиям заинтересованных лиц, которые вытекают из потребностей. Исходя из всех определенных требований, разработчики легкового автомобиля определяют то, каким он должен быть: функции автомобиля и его архитектуру или внешние характеристики и внутреннее устройство. Поэтому всегда важно понимать, как будет использоваться целевая система и для каких целей. Мы далее не будем углубляться в системное моделирование автомобиля и в организацию работ по его производству. Как это происходит, вы узнаете из курса системного мышления.

Точно такое же рассмотрение можно провести с системой «Деятель». В данном случае нашей системой будет деятель, который входит в определенных проектных ролях в различные проекты. Многочисленные проекты реализуются в разных сферах человеческой жизни: отношения (семья), дети, здоровье, работа (карьера или бизнес), богатство (финансы), общение (друзья), общественная жизнь, самообразование и т.п. У каждого проекта будут свои целевые системы[4], а все проекты составляют жизнь человека, которая должна быть интересной, счастливой и успешной.

Полные требования к "Деятелю" можно сформировать исходя из конкретных проектов, в которых ему придётся играть определенные роли[5]. Потребностями для нашей системы «Деятель» будут требования к проектам. В психологии «человеческие потребности» или «неудовлетворенности» касаются безопасности, социализации, признания и т.п. С точки зрения системного рассмотрения данные неудовлетворенности являются потребностями для системы «Деятель».

Исходя из всего того, что обсуждали в предыдущих главах, можно сформировать следующие общие требования к деятелю, которые связаны с человеческими потребностями:

  • масштаб или калибр личности (широта и глубина интересов);
  • автономность (при необходимости), то есть быть независящим от внешней стимуляций (включая алкоголь или контроль руководства) и от негативного влияния социальной среды, а также сохранять самообладание при столкновении с новыми жизненными ситуациями;
  • "умение учиться" или способность быстро осваивать sota-практики и трансдисциплины;
  • интегративная сложность, то есть способность развивать и удерживать противоположные черты, ценности и идеи, разный понятийный минимум и концепты, а затем интегрировать их в более крупные теории (новые трансдисциплины);
  • антихрупность, то есть способность увеличивать жизненное мастерство после решения новых сложных задач;
  • интегральный успех, то есть способность создавать системы в разных сферах человеческой жизни;
  • требования к мышлению деятеля: абстрактность, адекватность, рациональность, осознанность[6].

Необходимо подчеркнуть, что система «Деятель» входит в состав проектов из разных сфер жизни, а в целом, все проекты составляют систему «Жизнь человека». Интересная, счастливая, успешная – это требования к системе «Жизнь человека», они же подробнее раскрываются в различных классификациях общечеловеческих потребностей[7]. Каждому человеку, который хочет осознанно заниматься саморазвитием, необходимо понять что это за система «Деятель»: почему она важна и как может изменить жизнь. Ответ на этот вопрос важен с точки зрения первого фактора, который помогает устранить отрицательную полезность труда или, в данном случае, обучения/саморазвития[8].Описание требований к деятелю

В предыдущих главах мы уже обсуждали многие понятия, которые в данном разделе сформулированы как требования к деятелю. Сейчас свяжем данные понятия между собой.

Понятие масштаб или калибр личности вводилось в первой главе. Выбираемые к созданию целевые системы и к реализации проекты зависят от широты и глубины интересов человека. Чем больше калибр личности, тем масштабнее и сложнее проекты, а соответственно потенциально интереснее жизнь.

Простые проекты и целевые системы также дают оптимальные переживания, но сложная работа не даёт скучать, и жизнь, что называется "бьет красками". Интеллектуально сложная работа приносит потенциально более глубокие потоковые переживания.

Для выполнения данного требования масштаба или калибра личности необходимо развивать деятельностный кругозор, регулярно реализовывать практики потребления информации и управлять своими интересами[9]. Методологические вопросы[10] этики и сострадания смогут помочь в выборе лучших проектов, целевых систем и ролей.

Требование быть автономным означает, что человек не должен полностью зависеть от окружающей среды. Человек-деятель должен самостоятельно контролировать свою внутреннюю и внешнюю мотивацию, не используя разрушающие здоровье средства. Автономность означает, что человек может быть счастливым несмотря на внешние сложности, он может самостоятельно вырабатывать радостные переживания и не быть зависимым от общественного признания.

Деятель должен использовать положительные влияния социальной среды и уметь уворачиваться от её отрицательных воздействий. Человек должен владеть собою, уметь справляться со своими эмоциями и беспокойствами: "держать удар", "собирать себя в кучку", "управлять стрессом".

За выполнение данного требования отвечает мастерство собранности, в рамках которого человек-деятель может управлять вниманием, справляться с хаосом сознания и правильно инвестировать время.

Умение учиться и интегративная сложность – это главные требования, которые, как мы знаем, выполняются интеллектом (мыслительным мастерством). В быстроменяющимся мире человеку придётся действовать в заранее неизвестной среде и решать новые сложные задачи, обучаясь в процессе их решения.

Умение учиться относится к способности быстро осваивать новые sota практики и трансдисциплины, в том числе за счёт реализации моделей обучения[11], а интегративная сложность – это способность человека создавать новые sota на основании имеющихся знаний. Интегративная сложность – это высшая степень мастерства, которая показывает, что деятель может создавания знания на фронтире науки.

Антихрупкость – это понятие, которое ввел Насим Талеб, означает, что система после воздействия на неё не просто не утратила своей функции, но наоборот, характеристика исполнения данной функции стала даже выше. Здесь можно применить известное высказывание: "всё что нас не убивает, делает нас сильнее".

Поэтому важное требование к человеку-деятелю – это быть антихрупким, а именно после каждого проекта и хорошего исполнения роли жизненное мастерство должно становиться только лучше.

Для выполнения данного требования необходимо правильно ставить шкуру на кон, чтобы не совершать фатальных ошибок. Необходимо правильно рассчитывать уровень своего жизненного мастерства и сложность решаемых задач[12].

Интегральный успех – это способность создать одну из лучших систем, как минимум, в одной сфере и создавать хорошие системы во всех остальных сферах жизни. Недостаточно иметь достижения в одной области, если по другим жизненным интересам – провал. Если хотя в одной сфере жизни вас преследуют неудачи, то невозможно говорить про интегральный успех.

За интегральный успех отвечает мыслительное мастерство и прикладное мастерство. Мыслительное мастерство даёт скорость и экономит время развития прикладного мастерства. А само прикладное мастерство в разных сферах должно быть на достойном уровне, но хотя бы в одной области необходимо стремиться к фронтиру, то есть быть в числе лучших.

Требования к мышлению в виде абстрактности, адекватности, рациональности и осознанности выдвигаются из цивилизационного опыта человечества. Абстрактность и адекватность рассмотрены в главе про физический и абстрактный мир. Рациональность – это способность двигаться по спектру формальности мышления. Осознанность рассматривали в главе про внимание.

Определив основные требования к деятелю, далее раскроем их связь с бытовыми понятиями «счастье» и «успех», а далее рассмотрим архитектуру деятеля. При обсуждении архитектуры, которая вытекает из данных требований, станет понятным почему мы говорим про три платформенных уровня в ранее приведенной модели "Человек-платформа".

______

Понятия: требования к деятелю – масштаб личность, автономность, умение учиться, интегративная сложность, антихрупкость, интегральный успех.

  • [1]  Именно данные требования приведут нас к тому как устроено жизненное мастерство: прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности. Хотя изложение в курсе было в обратном порядке, потому что неподготовленному читателю было бы сложнее сразу воспринимать системное моделирование, которое изложено в данной главе
  • [2]  В данном случае надсистема для «нашей системы»
  • [3]  Потребности – это требования к надсистеме, то есть к поездке, а не к автомобилю. Заметьте, что сформулированные потребности ничего не говорят про сам автомобиль, но про автомобиль будет сказано в требованиях, которые вытекают из потребностей
  • [4]  Смотрите схему из прошлого раздела
  • [5]  Мы же сейчас может сформировать только общие требования исходя из классов проектов, которые являются типовыми. Однако, невозможно выучить все роли заранее и будущие проекты также неизвестны, поэтому требования к конкретному человеку должны учитывать и данный аспект
  • [6]  Подробнее об этих архитектурных требованиях к мышлению пишет А.Левенчук в учебнике «Системное мышление»: https://blog.system-school.ru/2020/12/10/arhitekturnye-trebovaniya-k-myshleniyu
  • [7]  О человеческих потребностях и различных классификациях говорилось в главе 4
  • [8]  Саморазвитие – это сложный труд. Поэтому принцип отрицательной полезности труда – это главная проблема, с которой многие не справляются. В процессе саморазвития необходимо осознавать три фактора, которые помогаю устранить отрицательную полезность труда
  • [9]  Вспомните также плюсы и минусы прогресса из главы 1
  • [10]  Как мы помним, есть ещё прикладная этика
  • [11]  В главе 2 рассматривались следующие модели: «стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности»; «спектр формальности мышления»; «этапы постановки привычки»
  • [12]  Можно еще вспомнить, что правильно подобранная сложность задач является необходимым условием для состояния потока, о котором писал Михай Чиксентмихайи

Источник: учебник/Онлайн-курс «Системное саморазвитие: введение в системное мышление 2021»