Про телесную собранность

Представьте, вы приходите учить язык и в начале обучения можете понимать и пользоваться изучаемым языком лучше, чем два года спустя? А через два года ваш мозг “устает” и начинает болеть: то тут не понимаю, то тут прихватило, то там перетрудился... Странная история, правда?


Но вот с танцорами и движенцами разных направлений регулярно происходит что-то подобное: “пришлось бросить сальсу - слишком болела спина”, “не могу заниматься на пилоне - колени иногда просто отваливаются!”, “ушел из танцев после травмы плеча - все время болит”...


Почему так?Мозг тренируется и обучается все более сложным навыкам, а тело как будто “стачивается” о новые способы двигаться.

Мы недавно обсуждали эту тему с @yanaoleshko и заметили, что причина может быть в том, как поставлен процесс обучения телесным навыкам в отличие от “мозговых”.


“ПРОСТО ПОДЕЛАЙ!”

Вы приходите на класс про тело и у вас не очень получается то, что рассказывает препод. Что вы слышите?“Ну просто поделай много раз и у тебя получится!”, “Повторяй и тело найдет способ!” (Сама грешу этим, увы!)
Представьте, что вы то же самое услышите от преподавателя математики или английского - “просто повторяй такие же задачки - и найдешь способ!”, “просто продолжай говорить - язык сам справиться!”Есть ли у вас шанс научиться?Вряд ли.
Когда мы учимся “мозгом”, мы учимся:а) понимать!б) ставить задачув) оценивать результат своих усилий
Почему-то считается, что в обучении тела эти три пункта не важны. Важно не понимать, а чувствовать. Важно не ставить задачу, а повторять за преподом. Результат в телесных практиках вообще оценивает кто угодно, кроме нас самих: препод, зеркало, партнер, зритель.


ПОВТОРЕНИЕ или УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ“

Мозговые” навыки, которые знакомы мне, преподавались через постепенное движение от самого простого к сложному. В этом процессе движения от простого к сложному я вижу очень большой потенциал обучения. Я вижу в этом не только обучение непосредственно предмету, но и важному навыку как разделить большую задачу на много маленьких посильных задач. А это разделение способствует воспитанию собранности - я умею учиться, потому что могу сделать из большой цели план пошаговых задач и решать их постепенно.  


В классах по телеске через раз встречается“просто повтори много раз - и получится” вместо постановки цели, разделение на посильные задачи и тренировки того самого умения учиться.
Мы с Яной сейчас топим за прокач телесной собранности - это о том, чтобы телесные навыки развивать теми же способами, что и “мозговые”. Через понимание, через постановку четкой задачи, через умение отслеживать результаты усилий самостоятельно, через привычку делать регулярные усилия, через умение развиваться, а не “стачиваться”.


Для обучения телесной собранности мы сейчас создаем среду на базе Системного фитнеса - связанные между собой разные форматы занятий, которые посвящены как работе с телом, так и работе с вниманием.

Об этом, похоже, и будет наш доклад на предстоящей апрельской конференции.

Но ведь если в это «Просто повторяй и получится» добавить обратную связь на те случаи когда, действительно получается, и убрать «просто повторяй», а делать корректировки, то получается восточный стиль прохождения матрицы компетенции. Когда ты «неосознанно знаешь» — т. е. тело поставили, а уже потом тебе объясняют чему ты сейчас научился.

А если из мира ИИ, то это Reinforcement learning.

Ну и с «мозговыми» практиками такое работает. Я вот в начальной школе учился по системе Занкова. Это когда тебе говорят — ты вот решай как-нибдуь, а завтра мы тебе объясним как ты это решил.

Но опять же, есть обратная связь, которая нейронную сеть направляет. «Просто повторяй», конечно не сработает.

Запись интересная, но у меня есть достаточно специфичный вопрос. У меня ДЦП – заболевание, при котором нормальное физически тело в некоторых моментах весьма неадекватно управляется мозгом. По идее, так как мозг способен в какой-то степени менять сам себя, этот способ управления также можно сменить. “Перепрошить” мозг.

Если, скажем, нога упрямо гнётся “не туда”, хотя физически она здоровее некуда, то в какой процесс какого именно обучения предлагается вставить обратную связь?