Представьте, вы приходите учить язык и в начале обучения можете понимать и пользоваться изучаемым языком лучше, чем два года спустя? А через два года ваш мозг “устает” и начинает болеть: то тут не понимаю, то тут прихватило, то там перетрудился... Странная история, правда?
Но вот с танцорами и движенцами разных направлений регулярно происходит что-то подобное: “пришлось бросить сальсу - слишком болела спина”, “не могу заниматься на пилоне - колени иногда просто отваливаются!”, “ушел из танцев после травмы плеча - все время болит”...
Почему так?Мозг тренируется и обучается все более сложным навыкам, а тело как будто “стачивается” о новые способы двигаться.
Мы недавно обсуждали эту тему с @yanaoleshko и заметили, что причина может быть в том, как поставлен процесс обучения телесным навыкам в отличие от “мозговых”.
“ПРОСТО ПОДЕЛАЙ!”
Вы приходите на класс про тело и у вас не очень получается то, что рассказывает препод. Что вы слышите?“Ну просто поделай много раз и у тебя получится!”, “Повторяй и тело найдет способ!” (Сама грешу этим, увы!)
Представьте, что вы то же самое услышите от преподавателя математики или английского - “просто повторяй такие же задачки - и найдешь способ!”, “просто продолжай говорить - язык сам справиться!”Есть ли у вас шанс научиться?Вряд ли.
Когда мы учимся “мозгом”, мы учимся:а) понимать!б) ставить задачув) оценивать результат своих усилий
Почему-то считается, что в обучении тела эти три пункта не важны. Важно не понимать, а чувствовать. Важно не ставить задачу, а повторять за преподом. Результат в телесных практиках вообще оценивает кто угодно, кроме нас самих: препод, зеркало, партнер, зритель.
ПОВТОРЕНИЕ или УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ“
Мозговые” навыки, которые знакомы мне, преподавались через постепенное движение от самого простого к сложному. В этом процессе движения от простого к сложному я вижу очень большой потенциал обучения. Я вижу в этом не только обучение непосредственно предмету, но и важному навыку как разделить большую задачу на много маленьких посильных задач. А это разделение способствует воспитанию собранности - я умею учиться, потому что могу сделать из большой цели план пошаговых задач и решать их постепенно.
В классах по телеске через раз встречается“просто повтори много раз - и получится” вместо постановки цели, разделение на посильные задачи и тренировки того самого умения учиться.
Мы с Яной сейчас топим за прокач телесной собранности - это о том, чтобы телесные навыки развивать теми же способами, что и “мозговые”. Через понимание, через постановку четкой задачи, через умение отслеживать результаты усилий самостоятельно, через привычку делать регулярные усилия, через умение развиваться, а не “стачиваться”.
Для обучения телесной собранности мы сейчас создаем среду на базе Системного фитнеса - связанные между собой разные форматы занятий, которые посвящены как работе с телом, так и работе с вниманием.
Об этом, похоже, и будет наш доклад на предстоящей апрельской конференции.