Обучение через игру

Как осознанно осваивать ролевое мастерство. Интересный пример нам демонстрируют дети. Природа заложила практики обучения "по умолчанию" : наблюдения и игра. Если посмотреть как они играют в те или иные игры. Они определяют игру ("проект", "систему"). Договариваются кто кем будет ("о ролях"). Осознанно встают в роль. Начинают моделировать ситуации, которые они видели в своей жизни ("выполнять ролевые практики"). Они играют в жизнь, обучаются играючи. У меня есть две дочки одной три с половиной, другой пять с половиной лет. Они часто играют в игру “дочки матери”. И эта игра позволяет им овладеть ролями Мамы и Дочери.

Обучение через осознанное выделение ролей я встречал на управленческих поединках по методике Владимира Тарасова. На поединках тренируется навык ведения переговоров. Участникам раздаются описание ситуаций, кейсы (проекты). В описании к ситуациям указаны роли и интересы этих ролей. Описание ситуации подразумевает что есть конфликт интересов. Участники - исполнители выбирают для себя роли из описаний и пытаются договориться в течение 4 минут и удовлетворить ролевой интерес из кейса. Затем участники меняются ролями. В течении поединка игрок исполняет несколько ролей. Победителя ( игрока проявившего ролевое мастерство и удовлетворившего предпочтение) определяет жюри. В жюри также определяются роли: "нанимающие на работу", "отправляющие на переговоры" и "доверяющие собственность". Каждый участник жюри оценивает игрока из своей роли, дает обратную связь.

Читая про обучение через игру на управленческих поединках почему то вспоминается игра “Мафия”, в которой участники играют Роли - коммисара, мафии, ведущего, мирных жителей.
Хочется отметить, что через подобные игры или же поединки, в которых выбирается жюри (или выигрывает игру) лучший игрок, сыгравший Роль повышается мастерство применения тех практик, которые используются в игре.

Алексей, спасибо за пост!
Хорошее наблюдение) действительно, дети так и обучаются.
По поводу “взрослых игр”: можно взять концепт ролей из СМ и провести игру “Совещание”. Назначить цель совещания, раздать роли и договориться придерживаться только назначенной роли, ввести спецроль фасилитатора/ведущего, который будет следить, не выпал ли участник из роли.
Так и реальные совещания можно попробовать проводить, некоторые студенты отмечали, что так получается лучше договариваться.

1 лайк

Выделила из текста, что в играх заранее известно, кто исполняет какую роль. А есть в случае управленческой игры какой-то штраф для участника, который вместо исполнения выделенной ему роли начинает вести себя по другой роли?

nadja, “штраф” - отсутствие голоса члена жюри. Именно жюри поощряют и наказывают участников. Победитель “Управленческого поединка” определяется подсчетом голосов членов жюри.

Кроме прикладного мастерства (“мастерство применения тех практик”) тренируется ролевое мастерство: умение входить в роль, качественно играть роль. Обучение осуществляется через практику, обратную связь, рефлексию.

Обучение через игру у детей - это удивительный естественный процесс, сформированный природой/эволюцией. Но вот с взрослением, интерес к играм пропадает. Я не беру современные компьютерные игры, которые эмулируют реальность. А про те ролевые игры, в которые играют дети.
Вот интересно, почему пропадает естественный интерес к играм?