Этика внутри практики

Во многих "школах", где я учился этические проблемы скрывались за фразами "на ваше усмотрение" или "проверкой на экологичность". При этом, как правило, авторы с трудом могли привести примеры такого применения в своей практике (не у всех достаточно …. мужества об этом рассказывать). В итоге я много раз видел, как разные приёмы применяются без малейшей оглядки на "экологичность". В идеале экологичность каким-то образом должна быть "зашита" в дисциплину и быть неотделима от неё.

Интересно было бы поисследовать различные способы "закладывания" этики в саму практику. "Мастер НЛП" однажды поделился со мной своими наблюдениями за моделированием практик айкидо. Студенты очень точно и детально смогли описать и смоделировать практику движений, наблюдений, реакций на действия противника. Много внимания было уделено действиям в физическом мире. Однако, при моделировании ментальных процессов, выявлении того, что происходит в голове "бойца" был упущен "воспитательный" момент. Если кратко - описание момента, когда пора прекратить бой и свериться с достижением цели. В итоге по факту движений и взаимодействий в ходе поединка всё было верно, но при детальном рассмотрении проекта на "защите"/презентации оказалось, что вместо айкидо (пожалуй, самого безопасного для соперника единоборства) получилось описание некоторой машины для убийства, которая не остановится, пока соперник подаёт какие-либо признаки жизни.

На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что рабочий продукт практики находится в реальном мире, а этичность - в ментальном. Этика существует только в голове исполнителя роли, в то время как результаты деятельности могут затрагивать многих людей. Понять о чём человек думает, ради чего он на самом деле осваивает практику вряд ли возможно. Более того, полноценно рассмотреть этичность действий можно только при активном содействии исполнителя.

Александр, спасибо за пост!
Мы предлагаем это противоречие снимать за счет языка “ролей” и “интересов” + принципа взаимовыгодности при избавлении от неудовлетворенностей (фрустраций в эволюционной биологии). Какие системные уровни волнуют (ибо этика тоже на многих уровнях сразу разворачивается), какие роли играются на этих уровнях, какие интересы есть, как их разрешить, максимально учитывая интересы с учетом ограничений (если какой-то рядовой сотрудник за исполнение своей роли хочет Теслу и зп 1 млн долл, то это явно интерес, который не может быть реализован). Те будут определенные фрустрации/неудовлетворенности, которые в одной системе не могут быть устранены – и это будет приводить к созданию новых систем.
Можно почитать пост Анатолия “Этика и системное мышление” на тему того, куда движемся в плане этики.