Во многих "школах", где я учился этические проблемы скрывались за фразами "на ваше усмотрение" или "проверкой на экологичность". При этом, как правило, авторы с трудом могли привести примеры такого применения в своей практике (не у всех достаточно …. мужества об этом рассказывать). В итоге я много раз видел, как разные приёмы применяются без малейшей оглядки на "экологичность". В идеале экологичность каким-то образом должна быть "зашита" в дисциплину и быть неотделима от неё.
Интересно было бы поисследовать различные способы "закладывания" этики в саму практику. "Мастер НЛП" однажды поделился со мной своими наблюдениями за моделированием практик айкидо. Студенты очень точно и детально смогли описать и смоделировать практику движений, наблюдений, реакций на действия противника. Много внимания было уделено действиям в физическом мире. Однако, при моделировании ментальных процессов, выявлении того, что происходит в голове "бойца" был упущен "воспитательный" момент. Если кратко - описание момента, когда пора прекратить бой и свериться с достижением цели. В итоге по факту движений и взаимодействий в ходе поединка всё было верно, но при детальном рассмотрении проекта на "защите"/презентации оказалось, что вместо айкидо (пожалуй, самого безопасного для соперника единоборства) получилось описание некоторой машины для убийства, которая не остановится, пока соперник подаёт какие-либо признаки жизни.
На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что рабочий продукт практики находится в реальном мире, а этичность - в ментальном. Этика существует только в голове исполнителя роли, в то время как результаты деятельности могут затрагивать многих людей. Понять о чём человек думает, ради чего он на самом деле осваивает практику вряд ли возможно. Более того, полноценно рассмотреть этичность действий можно только при активном содействии исполнителя.