Системное мышление связывает психологию и инженерию

Общение людей можно разделить на два вида: общение с конечной целью произвести изменения в физической реальности и общение просто так, поболтать. Общение для "поболтать" оставим, поговорим про общение с целью изменить реальность, далее просто - общение.

Для общения необходимо использовать язык, но не способ кодирования (русский язык, английский язык), а слова и понятия, за ними стоящие. Для общения необходимо, чтобы люди в него вступающие, говорили на одном языке и имели в виду одни и те же понятия. Системное мышление (далее - СМ) - это та дисциплина, которая дает формальный язык, понятия, которые обеспечивают общение. Кстати говоря, именно отсутствие, пока по объективной причине, в голове у слушателей стадигруп ВСМ понятий СМ усложняет и удлиняет обсуждения на встречах стадигруп ВСМ. Обсуждать системное мышление и его применение к жизни на обычном бытовом языке практически не возможно, приходится входить в длительные циклы уточнения, а что же говорящий имеет в виду, когда обсуждает СМ на бытовом языке. Это энергозатратное дело и долгое. СМ дает формальный компактный язык для обсуждения деятельности по изменениям в физической реальности, инвариантно по отношению к различным предметным областям.

Так как же СМ связывает психологию и инженерию? Через понятия СМ и связи между ними. Пусть существует человек, который чувствует, что в его жизни что-то не так. В английском говорят gut feeling. Имеет место неудовлетворенность. СМ сразу подсказывает - ищи практики по идентификации этих своих неудовлетворённостей . Это уже само по себе обеспечивает терапевтический эффект - человек перестает думать ради того чтобы думать, а начинает действовать, искать практики. Работающие, эффективные практики. Такой поиск сам по себе не быстр и требует усилий. Человек, который ищет волшебную таблетку заканчивает уже тут. Нашел практику - изучи соответствующую дисциплину, освой технологию, практикуй. Шанс что идентифицируешь, определишь, назовешь свои неудовлетворенности повышается. Возможно, в процессе этих практик неудовлетворенности сами собой рассосутся и поймешь что на самом деле счастлив). Идентифицировал неудовлетворенности. СМ подсказывает - ищи роль, игра по которой или исполнение практики которой позволит закрыть, снять неудовлетворенность. Здесь то же все не быстро: потребуется изучить дисциплину роли, освоить технологию, практиковать игру по роли до достижения мастерства, создавать в реальности рабочие продукты роли и, возможно, гарантий тут нет, закрыть неудовлетворенность. Вот такая связка gut feeling что все плохо, до "да в принципе нормально все, рабочие моменты, решаю".

#сиВСМ

Максим, доброго!

Любопытный у Вас уклон получился в психологию, да ещё и в психотерапию. Нет, я совсем не против того, о чём Вы пишете. Даже напротив, очень свежо и оригинально получилось у Вас. Честно-честно: никогда не задумывался о том, что можно дисциплину “Системное мышление” применять по отношению к самое себе. Всегда-всегда полагал, что “Системное мышление” (и Вы об этом пишете в посте):

"... Системное мышление (далее — СМ) — это та дисциплина, которая дает формальный язык, понятия, которые обеспечивают общение..."

Причём по Вашему тексту, неявно, я изначально воспринял “общение” как “общение-с-другими-людьми” по поводу “мира-за-пределами-индивида”, с целью этот самый “за-предельный мир” менять. Т.е. я никак не мог себе представить, чтобы условный психотерапевт, применяя формальный язык “Системного мышления”, будет проводить сеанс с условным клиентом с целью “закрыть” у клиента его  gut feeling об “неудовлетворенность”. Формально в таком сценарии и “общение” есть: два субъекта общаются. И “физическая реальность” в лице отдельно взятого клиента присутствует (за пределами самое “психотерапевт” в пространстве-времени является “клиент”, которого можно даже пощупать), и изменения “физической реальности” (состояние клиента до сеанса и после) — имеется. Но вот моя догма, безусловная вера в то, что “Системное мышление” применяется исключительно для сложных систем, — не позволила мне идти дальше.

И на этом этапе у меня снова озарение: а какая ещё система может быть более сложной, нежели человек, да ещё со всеми своими этими своими gut feeling об “неудовлетворенность”?!..

Здорово Вы, однако, подметили!..

Но при всём при том, увы, на текущий момент не располагаю исследованиями по этой теме. Идея Ваша кажется мне весьма интересной. А на практике где-нибудь такие подходы уже применялись? Результаты у клиентов есть?

Есть только одно у меня сомнение: многие жалуются на “запредельную сложность” языка “Системного мышления”. Вот я и думаю сейчас: а стоит ли затрат психотерапевта на обучение языку “СисМыша” и себя, и клиента (-ов)? Может быть, ему таки проще по-старинке, а? — Тут ведь без обучения клиента(-ов) языку “Системного мышления” ну никак не обойтись: “общение”-то подразумевает “общение-с-другими-людьми”… или я не правильно Вас понял?..

Что думаете, уважаемый Максим?

Спасибо Вам за то, что позволили мне “ширше и глубже” взглянуть на область применения языка “Системного мышления”. Правда-правда: очень уж узкий у меня взгляд был. Но сейчас всё изменилось. Благодаря Вашему посту. Спасибо!

С уважением —
Андрей А. Телятников,
студент ШСМ — по должности,
ученик — по роли.

Андрей, доброго дня!

Если говорить системным языком в своих рабочих проектах я исполняю практики проектного менеджмента описанные в PMBoK. Я не психолог и не психотерапевт. Хотел бы пояснить что я имел в виду в этом посте.

Для начала дисклеймер). Конечно это учебный пост и я не испытываю чувств неловкости что он сырой, кривой и тому подобное. Исполняя роль ученика я пишу посты для того чтобы тренировать использование СМ методом мышления письмом. Поэтому этот текст не претендует … ни на что)

Системное мышление говорит нам что “все крутиться” вокруг систем. При этом важно системой называют объект, пусть и очень сложный большой, который находится в физической реальности т.е. его можно пощупать, увидеть. В ШСМ говорят так: система существует в 4D (ну то есть в пространстве-времени). Почему это важно. А потому, что у нас тут же возникает возможность применить к проектам создания/изменения уже существующих систем инженерные подходы. СМ как дисциплина вышла из системной инженерии, по которой есть соотв. публичные документы, на ресурсах ШСМ можно с ними познакомится.

Дальше важное, что я осознал, изучая учебники Церена, Анатолия Игоревича и Анны. Это то, что относится к сфере психологии человека и к обучению человека тоже можно рассматривать инженерно.

Если не вдаваться в подробности физиологии мозга и тому подобное, то любые изменения психики человека, например:

  • человек обучен что-то делать (поставлена практика и освоена технология)
  • человек обучен думать определенным образом (поставлена мыслительная практика)
  • человек избавлен от психологической проблемы (на например, боязнь метро и т.п.)
    это всегда физические (!) изменения произошедшие в мозге, в его нейросетях, клетках и так далее. Вдаваться в физиологию не могу - не профи - но идея того что изменения в мозге физичны (Анатолий Игоревич Левенчук прямо и говорит, не цитата: отрастить себе … что -то , например, системное мышление).

Именно поэтому, для того чтобы вырастить в мозге соответствующие физические изменения необходимо строго следовать теориям и практикам обучения: мышление письмом, мышление проговариванием, тренировкой и т.д. и т.п. Эти изменения: стать обученным, или стать без псих. проблем - не быстрые, они требуют время, усилий, использования правильных (работающих) практик, а не волшебных таблеток и быстрых решений, типа “попей валерианки, крапивы”. Именно поэтому в ШСМ говорят про собранность: простым языком - не фантазировать, медитировать и ставить свечку, а собрать себя любимого и начать практиковать в реальности - создавать рабочие продукты, создавать/изменять системы.

Таким образом связь между психологией и СМ это - неудовлетворенность. Предлагается, используя практики (их список тоже есть) идентифицировать свои неудовлетворенности. Затем по каждой из них выдвинуть гипотезу, исполнение какой роли поможет неудовлетворенность снять, выбрать роль, изучить ее практики и начать используя собранность долго и упорно их осваивать. В процессе использования этих практик неудовлетворенность, возможно, уйдет. Не сработала гипотеза, выдвигай другую -и повторяй. Разумеется избежать длинного пути проб и ошибок поможет обучения, выявление и использование SoTA практик.

Максим Александрович, большое Вам спасибо за развёрнутый ответ.
В прошлый раз, когда я размещал свой комментарий, я не до конца прояснил свою позицию. Прошу извинить. Исправляюсь… и слегка перехожу на “официоз”. 

1. Моя позиция по комментарию уважаемого Максима Александровича.

Я, Телятников Андрей Анатольевич, 

  • выполнить требования раздела «домашнее задание № 3.1», а именно —  оставить комментарий под Вашим постом (т.е. прокомментировать Ваш пост в качестве одного из двух постов моих сокурсников),
  • где под словами «оставить комментарий под Вашим постом» я подразумеваю  реализацию практики 'комментирование поста сокурсника',
  • где  практика  определяется «как совокупность дисциплины (теория) и технологий, которые поддерживают данную дисциплину». Следовательно, исполнителю ролей  «ученик курса 'Введение в системное мышление 2022'» и «участник  #сиВСМ», необходимо исполнять «практику 'комментирование поста сокурсника'» имея в наличии, как минимум, две вещи:
а) методическое пособие (учебник?), который содержит описание дисциплины (теории), которую я условно назову очень-очень длинно. Вот так:
  • «Комментирование постов сокурсников
  • +обращение внимания* на то 
  • + как они моделируют мир** и 
  • + какие главные понятия для этого используют».*** 
б) спец-средства (инструменты) для реализации в физическом мире действий по методическому пособию (учебнику?) «Комментирование постов сокурсников с обращением внимания на то как они моделируют мир и какие главные понятия для этого используют». _______

*) Чьё ‘внимание обращать’? — своё? Сокурсника, под постом  которого я размещаю свой комментарий? Внимание сторонних читателей моего комментария? Кого именно? — ‘потеря исполнителя’, калька с А. Коржибски: ср., например, с бытовой интерпретацией данного феномена — фрагмент х/ф  «Тот самый Мюнхгаузен-Кому применить силу в случае сопротивления».

**) Опаньки! Написать-то напишу. «Бумага Google-дока стерпит» — обосновать-то как? Приписать свои фантазии сокурснику и успокоиться?! Типа студенческие годы: “зачёт сдал, живи спокойно”?!!

***) Об “главные понятия”, на которые укажу я — это одно. Но как определить “главные понятия”, которые использует ДРУГОЙ?! — фантазировать, как и с “они моделируют мир”?!! 

_______

Возвращаясь (см. выше) к моим: 

  • ролевому интересу и 
  • предмету интереса в части исполнения  требований  раздела «домашнее задание № 3.1» (оставить комментарий под Вашим постом),
  • под словами «комментарий под Вашим постом» я подразумеваю  рабочий продукт, изготовленный мной в  роли «ученик курса», при этом мне необходимо использовать
  • «практику 'комментирование поста сокурсника'», которую мне  следовало бы брать из 
  • метода, содержащего описания данной практики, т.к. «Методология/метод – это совокупность определенных практик, которые необходимо выполнить, чтобы сделать какую-то работу под ключ». В онлайн-курсе А. И. Левенчука «Мастерство обучать образованных 2022» уточняется понятиеметод’:
  • «… Методология — это учение о методах как способах выполнения всех необходимых работ для достижения какой-то цели [в данном случае — цель «добросовестно исполнить все  требования  раздела «домашнее задание № 3.1 = не “просто оставить комментарий под постом сокурсника”, но с учётом ограничений — прим. А2Т], об основных объектах внимания в методах и мыслительных операциях над методами. Метод, практика, труд, деятельность — это практически синонимы с некоторыми нюансами. Методология занимается прежде всего описанием каких-то видов труда/деятельности, то есть описанием практик (рассуждений с дисциплинами целевых практик и ещё описанием способов работы с рабочими продуктами как частями технологии этих практик). Методология находится довольно высоко в интеллект-стеке, ибо чтобы рассуждать о деятельности нужно уже довольно много знать и уметь…». 
  • Однако, как я уже указывал выше, до настоящего времени мне не удалось найти описание такого «метода» в виду того, что мной не были найдены  учебники по дисциплине «Комментирование постов сокурсников» , а также — не были найдены методические пособия (учебники), содержащее описание технологии, которая поддерживает дисциплину (теорию) «Комментирование постов сокурсников».

Вот так, «размышляя письмом», я сам себя подвёл под необходимость создать (ага, “придумать, нафантазировать”) свой-под-себя “кагбэ метод” — хочите  ‘метод’? — Их есть у меня!

И для этого я проведу своё А2Т-микроисследование. А для этого — воспользуюсь диаграммой, предложенной в разделе  ‘Связь метода описания с предметом интереса, проектными ролями и системой’ главы 7 онлайн-курса «Введение в системное мышление 2022» («ВСМ 2022»).

 1.1. Цели и задачи «А2Т-микроисследования». 

  • С учётом моих ролевых предпочтений в предмете данного интереса  — 
обратить своё и Ваше внимание на то, как Вы {в моём представлении} моделируете мир и какие главные понятия для этого Вы используете — т.е.  в каких значениях и в каких смыслах Вы используете «концепты/понятия системного мышления из учебника» в тексте Вашего поста (и комментария к нему). А если точнее — каким образом моё текущее восприятие/понимание «концептов/понятий системного мышления из учебника» согласуется с тем, что на текущий момент я выделил своим  вниманием из Вашего поста и из комментарии к нему. Другими словами,  одно из  ролевых предпочтений ученика #сиВСМ {моя текущая роль} в предмете интереса в том, чтобы  выявить Ваш
  •  ролевой метод описания модели мира.
Где  ролевой метод — это  такие цепочки рассуждений, в которых и Вы, и я, находясь в роли учеников #сиВСМ,  пользуемся словами-понятиями, заимствованными нами из курса/учебника «ВСМ 2022». Тогда предложенный мной выше ролевой метод описания позволит мне:
  • отследить наши практики, и  ролевое описание, и 
  • отследить имеющиеся у меня на текущий момент свои ограничения
[[disclaimer]]:

(а)  всё, что будет написано ниже — исключительно субъективное понимание  Телятниковым прочитанного им текста. Не только Вашего, Максим Александрович,  поста, не только Вашего комментария к нему, но и материалов ШСМ, на которые  Вы ссылаетесь. И на которые ссылаюсь я. 

(б) “Исключительное субъективное понимание” — это “понимание вот прямо сейчас”, т.е. моё понимание на момент публикации настоящего комментария. В будущем, по мере изучения других материалов ШСМ, включая и оставшиеся главы #сиВСМ (главы 5-12), моё понимание, возможно, изменится. Поэтому

(в) настоящий комментарий, скорее всего, ничего общего с реальностью не имеет и не претендует на это. Всё, что будет написано далее может быть использовано против вас в суде — это фантазии отдельно взятого Телятникова, появившиеся после прочтения поста, и, скорее всего,  совсем не то, что изложил уважаемый автор в своём тексте выше. Поэтому, в случае возникновения разногласий, прошу все претензии адресовать не автору поста, а автору настоящего комментария.

(г) В рамках настоящего комментария, под «моделированием мира» Телятников понимает «текстовое описание реальности, опубликованное в посте и в комментарии к нему», где под словом «реальностью» Телятников понимает не столько то, о чём ему сообщает в тексте уважаемый автор поста, сколько то, что соответствует «картине мира»[1]  Телятникова[2] , а также — всё то, что Телятников удосужился (догадался) перепроверить путём сопоставления и последовавших за тем рассуждений (‘мысленный   эксперимент’/‘дедуктивный вывод’)[3]. Т.е. здесь «реальность» — не то, что «есть на самом деле», но неподтверждённая никаким экспериментом «спекуляция».   

С формальностями покончено,  теперь к сути:

1.2. Метод исследования. И его последствия.

Чтобы отследить “главные понятия”, я применил т.н. «гуманитарный подход»[4]. Этот подход часто критикуется  не только “естесственниками”, но и инженерами. И замечу  — поделом критикуется. Поэтому, дабы избежать хотя бы части заслуженных в мой адрес возражений со стороны защитников  “гуманитарного подхода”, оговорю заранее следующее. Мне известно, что “гуманитарный подход” можно проиллюстрировать метафорой  «я художник, я так вижу, лучше всех пишу свои посты/статьи»[5]. Я осознаю, что “гуманитарный подход” полезен там, где  “магический”, “мифологический” и “религиозный” подходы работают ещё хуже, а возможность применять “естественно-научный подход” — крайне затруднительна. Поэтому, за неимением у себя ничего лучшего,  — “Других писателей у меня для вас нет!”, —  я и применил “гуманитарный подход”. Т.е. применил не столько от ‘безысходности’, сколько из соображений ‘экономии мышления’ (честно говоря, вот прямо сейчас лень заморачиваться со всеми этими ‘феноменологиями’, ‘онтологиями’  и прочими ‘единственно-правильными-герменевтиками-21-века’.

Таким образом, переоткрыв одну из разновидностей “противоестественного”,

я получил ещё один ненаучный метод[6] анализа текста

Суть моего метода в том, чтобы через “своё субъективное ИМХО” выделить из Вашего, Максим Александрович,  текста  некоторые слова (точнее — от одного до нескольких слов), идущих последовательно. Иначе говоря, и из поста,  и из комментария к нему,  я своим вниманием-выниманием выделяю как отдельные слова, так группы слов.  Волюнтаристски объявив эти слова  “синтагмами”, я яростно и деспотично применил “кагбэ стемминг-лемматизацию”.  Действуя в этом направлении дерзко и решительно,  я ук(о)ротил выделенные мной “синтагмы” — т.е. все эти флексии окончания я отрезал и поместил в круглые, aka  попа младенца, скобки — «()». А всё то, что осталось  —  я имел наглость заключить  в двойные квадратные скобки. Вот в такие:  «[[]]» (надеюсь, что те читатели, которые применяют “Obsidian”, оценят мои потуги с “двойными квадратными скобками”…)

И всё, что у меня получилось в квадратных скобках,  я и обозвал ‘понятиями-с-помощью-которых-автор- поста-моделирует-мир’.
Но и на этом мой произвол и тирания не закончились. Я пошёл дальше: с помощью “CTRL+F” я вычислил и  посчитал сколько раз все эти мои “леммы-синтагмы-понятия” встречаются и в посте, и в комментарии уважаемого Максима Александровича.
 
Ниже привожу найденные мной  основные “леммы-синтагмы-понятия” их частотность в виде списка:

[практик]18
[[СМ]] = [[системное мышление]]  — 12
[неудовлетворенност]11
[[язык]] в разных коннотациях встретился не менее 10 раз, в том числе:

  • [[бытовой язык]] - 2
  • [[формальный язык]] - 1
  • [[системный язык]] - 1  
[[общен]](-ие;-ия) - 9, в том числе:
  • [[общение с целью изменить реальность]] - 3
[[психология]] - 5   [[понятия]] - 5  [[физическая реальность]], в т.ч. “физические (!) изменения произошедшие в мозге, в его нейросетях, клетках и так далее” - 5    [[связ(-ывает;-и;-ка;-ь]] - 5  [[инженерия]] (в различных коннотациях) - 5 [[дисциплина]] - 4 [[деятельности]] - 1, в том числе:
  • [[деятельности по изменениям в физической реальности]] - 1
2. Результаты исследования, основанные на ненаучном методе.

2.1. Какие главные понятия использует уважаемый автор поста (Максим Александрович)?

С помощью моего “противоестественного” метода, мне удалось выявить три “главных  понятия” и одно совсем-совсем “неглавное”:
[практик] — 18
[[СМ]] = [[системное мышление]]  — 12
 [[неудовлетворенност]] (-ь;-ей;-и) - 11
[[деятельности по изменениям в физической реальности]] - 1

При этом замечу повторно:  критерий моего различения “главных понятий” от  “неглавных” — это совершенно ненаучный метод, основанный на простейшем формальном признаке: на соотношении количества выделенных мной “стемминг-синтагм-понятий” (см. п. «1.2. Метод исследования. И его последствия» выше).

И, если кто из уважаемых читателей заметит мне, мол, предложенный мной метод исследования, по-сути, является “переизобретением велосипеда”  таки «контент-анализом», то прошу сразу же учесть мои возражения: научный контент-анализ (при всех его ограничениях) является вполне себе верифицированным и валидным методом. А то безобразие, что у меня  в п. 1.2 — суть «вульгарный научпоп и махровая инфоцыганщина» (в лучшем случае — «кулибинство», а в худшем — нечто очень близкое к описанию [[практик]]и «журналисткое мышление по А.И. Левенчуку»).
Теперь я готов дать вполне себе «обоснованный  ‘ИМХО-ответ’»  на вопрос домашнего задания — 

2.2. Как моделирует мир уважаемый автор? 

Автор моделирует мир с помощью слов-понятий, указанных п. 2.1 (см. выше). 

Поскольку  автор чаще всего использует понятия «практика», «системное мышление» и «неудовлетворенность», и при этом ссылается (см. комментарий) на  «учебники Церена, Анатолия Игоревича и Анны», то мной было принято решение поверхностно ознакомиться с разделами онлайн-курса «Системное саморазвитие 2021». 

При сопоставлении содержания поста уважаемого Максима Александровича с содержанием главы 3 «ВСМ 2022» , с учётом беглого ознакомления с  материалами онлайн-курса «Системное саморазвитие 2021», мне НЕ  удалось  выявить какие-либо существенные расхождения  между упомянутыми выше учебными материалами ШСМ и комментируемой публикацией. 

Поэтому смею утверждать, что  в результате реализации  практик, изложенных, как минимум в двух онлайн-курсах, автор создал  рабочий продукт — опубликовал тот самый пост, который я сейчас комментирую.

Таким образом, автор моделирует мир, основываясь на практиках ШСМ.
На этом я планировал закончить, но…
Но после ознакомления с понятием “неудолетворённость” в значениях, в которых данное понятие пользуется авторами курса «Системное саморазвитие 2021», у меня появились

3. Вопросы  к авторам онлайн-курса «Системное саморазвитие 2021»,

которые я не тороплюсь задавать авторам курса (Ц. В. Церенову, А.(?). Лубенченко), но оставлю для последующей самостоятельной проработки. Суть вопросов: «А зачем про  [[неудовлетворенност]]ь много чего в учебных материалах ШСМ, а про  [[удовлетворенност]]ь — ???»    Краткий обзор онлайн-курса «Системное саморазвитие 2021» через внутренний поиск подсказал мне, что  [[неудовлетворенност]]ь встречается в 20 (sic! — прописью: двадцати!) разделах, а вот [[удовлетворенност]]ь — ни разу не нашёл (искал поверхностно?). Зато нашёл другие понятия «успех и счастье».  Но это уже отдельная тема исследования: «‘самопсихоТЕРАПИЯ’ vs ‘самопсихоГИГИЕНА’?». Возможно, как-нибудь потом, в рамках «просвещение» и вернусь к ней[7].   

4. Выводы. И новые гипотезы для самостоятельной проработки в будущем.

4.1. Не знаю насколько было полезно читать мой комментарий другим ‘Авторам блога ШСМ’, но лично я извлёк колоссальную пользу от написания именно этого комментария.
Во-первых, мне удалось таки в явном виде сформулировать ответы на вопрос: «Что именно делаю я, когда тужусь описать процессы, которые происходят в голове совершенно неизвестного мне человека?»   (Иначе говоря: ‘как другой человек моделирует мир’?) Ну, если и не разобрался ‘на все 100%’, то хотя бы начал. Пусть и ненаучно начал, но в явном виде. А если уж в явном виде, то и ненаучность «хакнуть» можно — освоив в достаточном объёме необходимые научные дисциплины, от “ненаучности” →  минуя “наукообразие” → к “вполне себе научно” ( [[приёмк]]а [[проверк]]а / [[валидац]]ия [[верификац]]ия).

Во-вторых. Все эти наши “квалиа” и прочая “феноменология” — вполне себе поддаются анализу — если иметь наглость объявить свой подход и свои методы анализа “научными” :slight_smile:

В третьих. Так совпало, что 90% настоящего комментария послужат материалом для написания поста в рамках уже другого ДЗ — в рамках «ДЗ четвёртой недели». Это существенно облегчает мою “студенческую жизнь”. Сразу после публикации размещу ссылку на свой пост здесь же, в комментариях ниже.

В четвёртых. Этот комментарий пригодиться мне для иллюстрации «про то, как не надо делать» и войдёт частью (первой?) в другую мою статью про «семантический многоячейник» (ранее взял на себя обязательство тут).   

4.2. Выявил у себя «онтологический дребезг» по ряду понятий. Но тема весьма деликатная: там уже речь не столько обо мне, сколько о третьих лица. Поэтому я отложу публикацию этого материала.  Возможно, после приватного обсуждения, в будущем, и  опубликую отдельным постом.
 


5. Источники:

1. Про разныя «картины мира» речь шла в главах 1 и 3 онлайн-курса «Введение в системное мышление 2022» (автор — Ц.В. Церенов).

2. Одно из формальных описаний «картин мира Телятникова» (текущая попытка) — см.  «Персональный ультиматум 2.0».

<span style="background-color: transparent


5. Источники (продолжение): 

3. „ … Согласно инструментализму, онтологические рассуждения о мире вне практической и познавательной деятельности человека не имеют значимого содержания…“ — См.    «Электронная библиотека ИФ РАН/Новая философская энциклопедия/Инструментализм», URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH915ab65f4715ec41784291 —  дата/время обращения: 19.04.2022 в 20:29 (Мск).

4. См., например, сравнение понятий [[естественнонаучный подход]] и  [[гуманитарный подход]] в толковании Н.И. Козлова:
„ … Можно говорить проще: Наука и Искусство.
[…] Наука опирается на факты, стремится к точным определениям, ясным показателям и наблюдаемым признакам, чтобы любое утверждение можно было проверить, а величину того, что обсуждается - измерить.
[…] ​​​​​​​​​​​​​​Искусство верит в личность, наука - в технологии. Научный подход не применяется к тому, что уникально, неповторимо и существует принципиально в одном экземпляре - зачем? Если нечто может сделать только один уникальный человек - это искусство, но не наука. Наука создается для того, чтобы то, что может сделать один, смог по найденной технологии повторить другой подготовленный специалист.
Искусство верит откровению, наука предпочитает воспроизводимость предсказаний. В гуманитарном подходе часто достаточно объяснить происшедшее - если все успокоились, этого достаточно. Научно ориентированный специалист ищет закономерности и алгоритмы, позволяющие уверенно говорить, при каких условиях мы в следующий раз получим нужный нам результат. Наука - это воспроизводимость результатов. […] ​​​​​​​​​​​​​​ Научный подход чаще адекватен тому, что само имеет жесткую определенность, что является в этом смысле вещью и свободы лишено. Логический язык может описать только то, что само имеет логику изнутри. […] ​​​​​​​​​​​​​​ в научно-ориентированном подходе все потенциально свободное рассматривается как все-таки несвободное. Человек в рассмотрении естественно-научного подхода - скорее биокомпьютер. Скорее вещь, объект, описываемый схемами и определяемый причинно-следственными связями. Не свободный, не живой.
Гуманитарный подход, подход искусства - подход гибкий и свободный. В языке активно используются многозначные метафоры, легкие ассоциации, свободные аналогии, это скорее не инструментарий работы, а язык общения свободных живых людей со живыми, свободными и спонтанными людьми, которые сейчас поняли друг друга. Гуманитарий позволит себе строгость и науку тогда, когда ему это будет по душе, и уйдет от этой излишней строгости, когда его душа попросит другое. Если два человека в общении между собой выберут сказку или молитву, поскольку на это откликаются их чувства - это их право, это может быть частью психологической работы, но это подход гуманитарный, а не научный…“ 
Цитируется по Н.И. Козлов «Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии», портал «Психологос», URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/gumanitarnyy-i-estestvennonauchnyy-podhod-v-psihologii —  дата/время обращения: 19.04.2022 в 19:23 (Мск).

5.  Парафраз(-шутка). В оригинале у поэта Николая Глазкова: „ … У меня костер нетленной веры, И на нем сгорают все грехи. Я поэт ненаступившей эры, Лучше всех пишу свои стихи.‘‘ Цитируется по URL: https://rustih.ru/nikolaj-glazkov-boyarynya-morozova/ — дата/время обращения: 13.04.2022 в 06:28 (Мск).

6. Этот комментарий я начал писать ещё аж в начале апреля 2022 года. А когда (спасибо Роману Мийайлович Ю.!) 7 мая 2022 года просматривал второе видео про метод на stepik.org (курс «Введение в обработку естественного языка») меня, что называется ‘улыбнуло’: оказывается мой «ненаучный метод»  вполне себе «инженерный». Опять виласепедпереизабрёл.

7. Ну, а если уж замахнуться на весь комплекс “психопрактик” по “самопсихогигиене” как на отдельную дисциплину  — это здесь. В том числе:
«Если бы я тебя любил…»   
«Тотальное ДА»
«Хорошо» и «Солнышко»

Максим Александрович, как и обещал, размещаю ссылку на свой заявленный выше пост «Комментарий к посту сокурсника как рабочий продукт ?..».
 
(А в скобках замечу, что комментарий к посту сокурсника — это документация, ни разу не рабочий продукт, т.к. рабочие продукты — это физические носители, на которых содержится описание системы…)

Но кто читает эти посты?! ;))