Прежде чем идти в коммуникацию - подготовьтесь!

Это правило я давно использую в профессиональной деятельности, но подготовка не всегда приводила к успешной коммуникации. 

Изучив 5 главу “Целеориентированная коммуникация” в курсе “Онтологика и коммуникациия” я задумалась, какой вопрос я задаю себе, когда иду на переговоры: зачем или потому что? Часто, ответом было: “Потому что надо согласовать концепцию” или “Потому что надо собрать бизнес требования”. 

Говоря о роли, на работе я привыкла исполнять ту роль, которая написана в должности. Ее же использую в коммуникациях. В этом случае, переговоры с коллегами из моего семантического сообщества были успешными, язык был понятен всем. Но как только менялась профессиональная среда, донести свою мысль привычными методами становилось сложнее.

Что касается ролей, интересов, предпочтений и намерений всех участников переговоров, обычно, этот процесс анализа опускался. Вектор внимания в коммуникации был направлен на удовлетворение своих интересов и предпочтений.

Осознав проблему, я составила план вопросов, которые планирую задавать себе перед каждой рабочей встречей. Если предварительно нужно подготовить материалы к встречи, они также должны пройти модерацию по плану.

План подготовки к коммуникации:

  • Зачем я иду на переговоры? Задать целеориентированный вопрос.
  • В какой роли я иду в коммуникацию? В какой роли находится адресат, другие участники?
  • Какие интересы, предпочтения и намерения есть у адресата, других участников?
  • Какие объекты внимания из моих интересов нужно перевести в объекты внимания адресата, чтобы быть понятой и достигнуть цели? 
  • Зафиксировать, какая информация из моих материалов известна участникам, чтобы пройти ее максимально быстро. 
  • На каком языке написана новая информация? Могу ли я написать ее на языке, понятном всем участникам или лучше подготовить инструкцию, которая будет однозначно интерпретирована.
  • Готовить материалы используя картины мира, в которых я уверена. Если уверенности нет или информация неполная, указывать на эпистемический статус высказывания.