Дом, который построил стек

Интеллект-стек определяется в курсах ШСМ как набор поддерживающих друг друга мыслительных практик, или трансдисциплин[1]. Мыслительные практики отличаются выделяемыми объектами внимания.

Рис. 1. Трансдисциплины интеллект-стека и их основные объекты внимания

В этом посте я опишу свое текущее понимание принципов устройства и функций интеллект-стека. Я рассмотрю его на фоне двух знакомых мне понятий “стек технологий” и “стек как структура данных”.

Интеллект-стек и стек технологий

Стек технологий — это набор инструментов (языков программирования, фреймворков, систем управления базами данных и т.д.), применяющихся в ИТ-проектах. Говорят о  стеках технологий классов приложений[2] и об отраслевых стеках технологий[3]. Распространен гибрид первого словоупотребления с называнием технологий, реализующих стек в конкретных проектах.

В основе стека технологий – взаимодействие функционально специализированных компонентов. Так, в стеке веб-приложений при помощи фронтенда пользователь взаимодействует с приложением, бэкенд отвечает за выполнение функций приложения, задействуя базу данных для хранения информации. Каждая из функций реализуется конкретными языками, технологиями и фреймворками (например, фронтенд – HTML, CSS, JavaScript; Angular, Vue.js, React).

За работу веб-приложения отвечают компоненты как целое. Стек технологий возникает как абстракция многочисленных приложений. Эта абстракция дает структуру для их описания (и впоследствии создания в соответствии с лучшими практиками). Изолируя компоненты стека, становится возможным говорить об альтернативных технологиях для их реализации, сравнивать и оценивать технологии[4]. Стек технологий со временем меняется в даже в одном классе приложений[5].

Трансдисциплины интеллект-стека как целое отвечают за работу мышления. Каждая из дисциплин рассматривает изолированный (функционально специализированный) аспект мыслительного мастерства. Представление об этом аспекте дают понятия трансдисциплины и располагаемый ею набор теорий. Знакомясь с новыми теориями и расширяя набор понятий, практик соответствующего мыслительного мастерства усиливает свой интеллект. Похожесть устройства стека технологий и интеллект-стека показана на Рисунке 2.

Рис. 2. Компонент стека технологий и трансдисциплина интеллект-стека

Как и стек технологий, интеллект-стек меняется во времени[6].

Интеллект-стек и стек как структура данных

Второе понятие, на фоне которого я рассматриваю интеллект-стек, – стек как способ представления данных в виде списка элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, “последним пришёл — первым вышел”)[7].

Со стеком как структурой данных интеллект-стек сближает идея опоры последующих уровней на предшествующие. Каждая новая прикладная практика помещается на вершину стека. Совершенствование в этой практике напрямую связано с владением набором трансдисциплин. Человек в жизни чаще меняет прикладные практики, а не каркас трансдисциплин (last in — first out). Предположу, что среди трансдисциплин находящиеся на верних уровнях стека более подвержены изменениям.

Описания дисциплин интеллект-стека в курсе “Системное мышление” напомнили мне английское стихотворение “This Is the House That Jack Built” (в переводе С. Маршака “Дом, который построил Джек”)[8]. Построение стека следует кумулятивному принципу: каждый уровень опирается на предыдущие и включают в себя понятия и практики предшествующих уровней.

Точечное совершенствование одной трансдисциплины потенциально влияет на всю предшествующую линию стека. Так, введение нового способа рассуждения в алгоритмике, может привести к выделению новых понятий, ревизии применимости старых теорий для выделения объектов и операций с ними. В свете изменений какого-либо уровня, пересмотру подвергаются и верхние уровни стека.

Зачем нужен интеллект-стек

Аналогии с понятиями “стек технологий” и “стек как структура данных” позволили мне увидеть 2 особенности интеллект-стека: во-первых, функциональную специализацию его компонентов, и организацию уровней по принципу вложенности, во-вторых.

Из этих особенностей выводятся возможные функции интеллект-стека как каркаса для операций мышления. Интеллект-стек позволяет:

  • структурировать процесс мышления как набор мыслительных практик с разными объектами внимания;
  • последовательно осваивать эти практики сильного мышления и применять их к конкретным прикладным практикам;
  • для улучшения качества решений выбирать совершенствование в трансдисциплинах нужного уровня, учитывать их взаимодействия;
  • в рамках отдельных трансдисциплин оперировать набором теорий и мыслительных практик, расширять их в контексте новых задач,
  • пересматривать актуальность знаний разных уровней стека, а иногда и границы уровней.

Источники

[1] См. курсы “Системное мышление 2022 – Место системного мышления среди других мышлений: интеллект-стек”; “Образование для образованных 2021 - Обучитесь мыслительному мастерству”.

[2] Например, в веб-разработке или IoT: Ali, Omer, et al. "A Comprehensive Review of Internet of Things: Technology Stack, Middlewares, and Fog/Edge Computing Interface." Sensors 22.3 (2022): 995.

[3] Например, маркетинговый стек технологий: Earley, Seth. "Using the customer journey to optimise the marketing technology stack." Applied Marketing Analytics 6.3 (2021): 190-210; The Best Customer Success Software to Power Your Company in 2022. Здесь стек понимается как набор ПО, позволяющего привлечь пользователя на каждом этапе его взаимодействия с продуктом.

[4] Интересная попытка создать систему, предлагающую стек технологий в зависимости от задач, требований и ограничений разработчика: Ramzan, Mohamed. Web Application Technology Stack Recommender. Diss. 2019.

[5] См. сравнение стека веб-разработки 2005 и 2016 гг.: Spolsky, Joel. Pitfall: Leaky Abstractions.

[6] Подробно об этом в курсе “Образование для образованных 2021 - Интеллект-стек в 21 веке обновился, нужно переучиваться!”; см. также пост А. Левенчука "Интеллект-стек 2021, версия на 17 августа 2021".

[7] Стек. Wikipedia. Wikipedia Foundation, Inc. Web. 28 March 2022.

[8] Организация дисциплин стека в виде пирамиды на Рисунке 1 отражает тот же кумулятивный принцип: идею последовательного включения дисциплины уровнем ниже в дисциплины более высокого уровня.

Уважаемая YULIA!


В рамках требований, предъявленных мне “Домашним заданием №2.1” (глава 2 онлайн-курса “Введение в системное мышление 2022”), имея умысел (интерес) на размещение комментария под Вашим постом, с учётом моих предпочтений — углубить понимание изученного мной на текущий момент материала курса #сиВСМ,

я сделаю попытку обратить своё внимание (а теперь уже и Ваше внимание обратить) на то, как Вы, в моём представлении, моделируете мир и какие главные понятия для этого Вы используете.

Но сначала —
дисклеймер: всё, что будет написано ниже — исключительно субъективное понимание Телятниковым прочитанного им текста. Настоящий комментарий, скорее всего, ничего общего с реальностью не имеет (и не претендует на это!): всё, что напредставлял себе (нафантазировал) отдельно взятый Телятников после прочтения поста — совсем не одно и то же, что изложил уважаемый автор в своём тексте выше.
В случае возникновения разногласий, прошу все претензии адресовать не автору поста, а автору настоящего комментария.

* * *

Итак, с официозом покончено, перехожу к сути… хотя, нет. Ещё чуть-чуть “зауми” (заранее прошу прощения).

В рамках настоящего комментария, под “моделированием мира” я буду понимать “текстовое описание реальности, опубликованное в посте”.
Под “реальностью” я буду понимать не только то, о чём мне сообщает (в тексте) уважаемый автор поста, но и то, что я могу перепроверить путём мысленного эксперимента (“инструментализм” / “позитивизм”) или и путём аналитических рассуждений (“дедуктивный вывод”).

Вот теперь к сути:
как YULIA SVETASHOVA моделирует мир и какие главные понятия для этого использует?

1) Мне удалось выявить следующие понятия:

  • интеллект-стек;
  • мыслительные практики или трансдисциплины;
  • объекты внимания;
  • устройство интеллект-стека;
  • функции интеллект-стека;
  • «стек технологий» как «набор инструментов (языков программирования, фреймворков, систем управления базами данных и т. д.)»;
  • ИТ-проекты;
  • класс приложений;
  • функционально специализированные компоненты;
  • фронтенд;
  • пользователь;
  • приложение и веб-приложение;
  • бэкенд;
  • база данных;
  • HTML;
  • CSS;
  • JavaScript;
  • Angular;
  • Vue. js;
  • React;
  • мыслительное мастерство (интеллект);
  • набор теорий;
  • принцип LIFO;
  • прикладные практики;
  • алгоритмика.
Понятия, выделенные мной сиреневым цветом, я отношу к понятиям из “инженерного описания системы”, т.к. действую путём исключения: описание, скорее, “НЕ-предпринимательское” и “НЕ-менеджерское”, — следовательно, “инженерное”. Подробности см. в разделе «Системная схема проекта или схема 7 альф».

Все “несиреневые понятия”, в тех или иных коннотациях, встречаются в курсе сивсм.

Поскольку на сегодняшний день я весьма далёк от знания прикладных практик современной IT-сферы (чуть-чуть на уровне “зачатки деятельностного кругозора” по публикациям на Хабре пройденный мной всего лишь на 1/663 курс “Введение в обработку естественного языка”), то смею предположить, что интересы уважаемой YULIA SVETASHOVA лежат в области “компьютерных наук” (?), а прикладные практики — в области “инженер-разработчик программного обеспечения” (?)


2) На этом я бы мог остановиться и мой ответ на вопрос-2 ДЗ №2.1 был бы таким:

по моему мнению, уважаемый автор (и моя сокурсница! — я горд, что удостоился чести учиться вместе с ней!), описывает свою реальность (“моделирует мир”) как “инженерное описание”. Но…

Однако стилистика автора и структура изложения материала относима мной к “академическому стилю”(?) Поэтому я выдвину ещё одно предположение, что кроме инженерных практик, автор поста имеет отношение к научным изысканиям в области “Computer Science”(?) — а это, в свою очередь, позволяет предположить, что кроме “инженерного моделирования мира”, уважаемый автор не чужд и “предпринимательскому” (??), т.к. организация исследований (т.е. организация по выдвижению и проверке гипотез), столь присущая учёному, очень близка к “предпринимательству”.

Таким образом, на вопрос “как моя сокурсница моделирует мир?” —
мой крайне субъективный ответ (предположение):

уважаемая YULIA SVETASHOVA моделирует мир с помощью инженерных и, возможно, предпринимательских описаний.

Ещё раз отмечу: мои “измышлизмы” по отношению к человеку, которого я знаю только по одной единственной публикации в блоге ШСМ, не более чем моя литературная фантазия, явившаяся тут с подачи организаторов #сиШСМ: “прокомментируйте 2 поста сокурсников”.

С уважением —
Андрей А. Телятников,
студент ШСМ — по должности,
ученик — по роли.

зы.

Уважаемая YULIA
Если мой комментарий показался Вам излишне прямолинейным и суховатым, то прошу меня извинить за мои литературные вольности на Вашей странице. Честно говоря, я мало что понял в той части, где Вы использовали “сиреневую лексику”. Но смею Вас заверить, что там, где сумел отследить связи между ранее известными мне понятиями из курса “Введение в системное мышление”, с учётом тех источников, на которые Вы указали, Ваш текст читался легко и понятно.
Очень понравился Ваш сравнительный анализ, позволивший Вам сделать вывод не только вывод:

Похожесть устройства стека технологий и интеллект-стека

но и визуализировать его на диаграмме (рис. 2).
А Ваши заключительные выводы по поводу применения
функций интеллект-стека как каркаса для операций мышления

(предвосхищаю-“вангую”), вероятно, очень скоро увижу в… Вашем новом учебнике… не так ли? :wink:
Спасибо за Ваш пост, YULIA!

Уважаемый Андрей Анатольевич,

Большое спасибо за внимание к моему тексту и за очень интересные замечания о содержащихся в нем пластах лексики и моей модели мира! После Вашего комментария перечитала раздел “Слова-термины важны и не важны” курса СМ2022.

Для меня как раз понятие “интеллект-стек” было сиреневым, и я попыталась представить его на фоне более знакомых мне понятий дисциплины компьютерные науки, и с помощью этой аналогии понять, как связаны трансдисциплины, по какому принципу они включены в целое. Я думаю, что это первое приближение будет меняться и уточняться в ходе изучения курсов ШСМ.

Еще раз благодарю Вас за Ваш комментарий!

С уважением
Ю.Светашова

1 лайк