Отчёт о прохождении курса «Системное саморазвитие»

Вот я закончил теоретическую часть курса и осталось довыполнять домашние задания. Это еще не проект для защиты, им я еще займусь, но некая рефлексия о прохождении курса «по фактам». Поэтому буду придерживаться структуры вопросов, предложенных в задании.

Написанные посты – общее количество, прогресс в понимании методологии и систематичности мышления письмом

  1. О формировании «космической» ленты новостей
  2. Этика профессий «Двойного назначения»
  3. Разработка новых ножниц
  4. Дисциплина и технологии практики «Помидора»
  5. Ритуалы входа и выхода из роли
  6. Agile Hardware. Почему стадии замысливания и проектирования становятся всё более важными, чем стадии производства и эксплуатации
  7. Описание моего Экзокортекса
  8. Инструмент экзокортекса — электронная книга и практика «двойного чтения»
  9. НЛП — Психологическая инженерия
  10. Хорошие привычки, которых нет, и это плохо
  11. Являются ли видеоигры активным видом отдыха?
  12. Множество описаний физического мира в фольклоре (Мемы для потребителей)

Основное понимание, которое пришло за время ведения курса, что мышление письмом ≠ написание статей. Поэтому какие-то записи из вышеперечисленного можно назвать статьями, а какие-то «опубликованным потоком сознания».

Постараюсь объяснить что я имею в виду. Статья — это мини-проект. У него есть свои проектные роли — читатели, на которых расчитана статья. Для некоторых статей я даже отдельно рисовал картинки специально, чтобы лучше донести мысль.

А «опубликованны поток сознания» — это запись скорее для себя, но с приглашением обсудить. Да простит мне Анатолий Игоревич дерзость, но его «Лабораторный журнал» это тоже по большей части «опубликованный поток сознания». Это его публичный цеттелькастен. И очень хорошо видно, как по мере публикаций на какую-то тему этот поток формулируется в статьи и в курсы с понятными стейкхолдерами.

Release early — release often! ☝

Честно говоря, требуется некоторая смелость в такой публикации. Но публиковать такой поток нужно хотя бы для самого себя в будущем. Это и есть Картотека/Цеттелькастен. Так то.

Но мне приятно, что в большей части моих публикаций 9/12 есть комментарии, а некоторые даже попали в «Лабораторный журнал» (Мама, я в телевизоре!)

Освоенные прикладные практик (не только рабочие) – текущий список и планы на будущее

  • Многие практики о которых идёт речь в курсе завел еще раньше, но через курс нашел много «лайфхаков».
  • Вернул в свою рутину контроль времени. За два месяца довел точность своей «фотографии дня» ≈ до 70%. Это не значит, что 70% я занят только делом, это значит что на 70% я могу сказать куда уходит время. А уже на основе анализа сделать корректировки. «Ты не управляешь тем, что не контролируешь».
  • Дал практике «Помодоро» еще один шанс, прочитал, наконец книжку Франческо Чирилло, об этом еще будет ниже.
  • Практики ежедневного и еженедельного стратегирования тоже были и до этого, но добавил несколько чек-листов для их проведеня.

Принятые на вооружение модели курсы – список и обоснование как удалось использовать

Мне очень понравилась модель соотношения психологии и системного мышления. О чём я немного поразмышлял в публикации «НЛП — психологическая инженерия». Интуитивно сам по этой модели действовал, но через курс формализовал, что сильно помогло!

Остальные модели, собственно, из системного мышления, тоже применяю. Самая мощная — это театральная метафора. Опять же, неформально мне её передал мой начальник ещё лет 10 назад. Это понимание, что у каждого свой интерес и свой viewpoint очень помогло. Формальное понимание этой метафоры позволило обсуждать(!!!) и накапливать знания о проектных ролях и их исполнителях с командой, чего не давал предыдущий житейский опыт.

Прочитанные книги – список и анализ практики потребления информации

Еще до курса, опять же, у меня было ежедневное задание — почитать книгу. Я не разделял художественную и не художественную литературу, потому что считаю что и то и другое важно. Одно идёт в «потребление информации», а другое в «потребление информации» и «досун». Но после курса разбил задачку на две, и поэтому читаю и художественную и не художественную параллельно. За время курса прочитал:

  • Прочитал русский перевод How to Take Smart Notes One Simple Technique to Boost Writing, Learning and Thinking by Sönke Ahrens. Английскую версию читал еще два года назад, но решил прочитать русскую по двум причинам:
    • Оценить качество перевода, чтобы не стыдно было рекомендовать начинающим Цеттелькастерам
    • Самому освежить в памяти что писал Зонке и сравнить, как я начинал вводить практику Картотеки, и как я её веду сейчас.
  • «Пиши, сокращай», Ильяхов М., Сарычева Л. — всегда интуитивно ощущал, что писать на семёрочку «по Ильяхову» — это для меня достаточно. И всегда об этом говорил, когда кто-то советовал «Главреда». Системное саморазвитие — не исключение. Об этом в одной из первых статей (Множество описаний физического мира в фольклоре (Мемы для потребителей)) даже написал пост скриптум. Но чтобы не было ситуации «Пастернака не читал — но осуждаю» прочитал книжку. Книжка отличная! Но я читал и Нору Галь, которую Максим рекомендует, и системое мышление (Версия 2020). И вот черех две эти призмы кажется, что он говорит об очевидных вещах! Но одно дело кажется, а другое выработать у себя мастерство в практике. Многие пишут, что человека, который только что прочитал Ильяхова легко определить. Любой текст превращается в информационный. Но и тут сам автор даёт рекомендацию, что не всем и не всегда такой стиль нужен. И вот тут я получил, практически, авторское подтверждение своему утверждению «писанины на семёрочку».
  • «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией», Франческо Чирилло. Ну, наконец то тоже прочитал «Пастернака». Получил много ответов на вопросы, которые обычно у меня в голове относительно помидоров были. Я всё еще страдаю от внедрения этой технологии управления временм. Но перенял, на мой взгляд, важные нюансы. Как то делать перерывы для отдыха и оценке того куда тебя привел поток, что помидоры помогают «ощутить» кванты времени. Но именно в том виде, как об этой технике пишет Чирилло всё еще не получается. С другой стороны, если результаты есть и без этой технологии, то какая разница?
  • «Одураченные случайностью», Нассим Талеб. Эту книгу еще читаю, но нам её рекомендовали еще на курсе «Статистического мышления» в Физтехе. Вёл его Сергей Викторович Багузин — совершенно феноменальный человек, который статистику применяет в своей жизни постоянно и показал нам, как тоже можно её применять в повседневной жизни (У него есть блог — рекомендую ?). Он же научил меня смотреть на мир по-Байесовски. Особенно классно было осознать, что и на курсе Онтологика и коммуникация 2021 рассказывают про эту же модель. Поэтому как оказалось многие концепции из книги Талеба я узнал от своих учителей.

Приобретенные и планируемые новые интересы – анализ расширения кругозора и изменения социальной среды (включая источники поставляемой информации)

Появился особенный интерес к этике. И не только «благодаря» курсе Системного саморазвития.

Темы исследований – список тем по текущим и будущим исследованиям

Подошел системно к ведению своего блога. В общем-то проект ничем не хуже рабочего. Исследую какие Sota практики есть в средствах массовой информации и издательском деле, какие есть роли, какие у них практики.

В общем-то это было моё хобби, и почему-то не «щёлкало» что о нём можно и нужно подумать, как о системе. Вот теперь стал об этом думать чуть больше.

Второе направление, если так можно выразится — я сам своего рода просветитель, и одно из применений продукта, который мы разрабатываем в своём стартапе с партнёром — образование. Соответственно моя образовательная тракетори построена так, чтобы можно было дойти до «Мастерства обучать образованных» и составить прикладные курсы по современной космонавтике с системным подходом.

Потому что даже мои прогрессивные коллеги считают самым ценным источником информации «Space Mission Engineering: The New SMAD». Я тоже его очень люблю, но этому «The new» в обед 11 лет как! У нас с тех пор появились возвращаемые ракетные ступени, ракеты напечатанные на 3D-принтере и прототипы космической пращи. Фронтир системной инженерии в корпорациях! Моим коллегам нужно менять прошивку.

Изменения в работе, учебе, личной жизни и т.п.

«Проклятье» всех «эффективных» людей, которые осваивают новые практики жизненного мастерства — все вокруг кажутся «отстающими». Хочется прям взять и причинить всем добро и записать всех на курсы «Системного саморазвития». Это гордыня, конечно же, но ощущения то такие есть! ?

PS

За мной еще чек-лист «Человек-платформа» и презентация с итоговым проектом.

Владимир, спасибо за подробные итоги!
Супер, что удалось много что взять из курса) очень жду вашу итоговую защиту)

Хороший анализ, и заодно некая дополнительная мотивация идти по курсу дальше и плотнее. Возможно что-то поменяю.