Уровни внимания и практики собранности

Не сразу пришло понимание, что курс “Системное саморазвитие” направлен на развитие мастерства собранности, хотя стоит задуматься и всё встает на свои места. Курс подготовительный для следующего витка - сложно развивать мыслительное мастерство, когда собранность хромает. Например, практику мышления письмом сначала отнесла к мыслительному мастерству. Но мышление письмом, это по сути прикладной инструмент, который поможет собраться для решения новых задач и проработки гипотез. Вдобавок на курсе ставятся привычки работы с экзокортексом.

Показательным стало, что не смогла сразу изложить мысль о вложенности уровней внимания. Это казалось очевидным, но когда попробовала сформулировать, поняла, что нет - не очевидно. Возникла проблема увязки практик собранности на различных уровнях. Например, практика работы с неудовлетворенностями, принесет изменения на уровень жизненного внимания, но работать придется на всех уровнях. Как я это вижу:

На уровне мгновенного внимания ухватываем ощущение, что не так. Даем чувству название и определяем, какая неудовлетворенность его вызывает. С одной стороны удерживаем эмоциональную стабильность в моменте, с другой - фиксируем, что требуется приложить усилия для этой стабильности. Значит присутствует проблема, дискомфорт.

Дальше, переключаемся на уровень жизненного внимания, чтобы определить стратегию работы с этой неудовлетворенностью. Вот она - практика личного стратегирования.

Определив стратегию, переходим на уровень привычного внимания. Включаем работы по устранению неудовлетворенности в план на неделю, определяем количество времени, которое инвестируем для первой обратной связи.

При работе включаем фокусное внимание: входим в необходимую роль и фокусируемся на её исполнении. Практика входа и выхода из роли относится к ролевому мастерству, которое является частью мыслительного мастерства, но чтобы играть по роли требуется собранность, иначе возможны отвлечения на внешние факторы, то есть фокус на исполнение роли - практика собранности.

Получается, что распределение практик по уровням модели “человек-платформа” - условное, потому что в процессе реализации практик работаем на всех этих уровнях. Практикуя собранность, подключаем мыслительное мастерство, например, для входа в роль. В тоже время используем технологии, для работы с которыми требуется прикладное мастерство.

Уникальность курса системного саморазвития в том, что он не дает готовых рецептов как сделать жизнь лучше. Здесь приходится думать, анализировать и прикладывать много усилий для продвижения. Притча про рыбу и удочку прекрасно иллюстрирует подход данного курса - он дает удочку и учит ловить рыбу в нашем быстроменяющемся мире.